Командный дух и воспитание
– Отец отдал меня в водное поло в 10 лет, – рассказывает Сергей Котенко. – К тому времени я уже плавал, уверенно держался на воде. Правда, набор в секцию во Дворец пионеров в Алма-Ате уже закончился, но отец уговорил на тот момент еще молодого тренера Льва Смолеева взять меня.
– В ребячьем коллективе, где сталкиваются спортивные амбиции, случается всякое.
– Коллектив у нас был сплоченным, хотя ребята действительно попадались с непростым характером. Лишние у нас не задерживались. Командный дух и воспитание позволили многим в дальнейшем стать прекрасными специалистами и просто хорошими людьми. Тренировки в Центральном бассейне начинались в 7 часов утра, поэтому тем, кто жил далеко, приходилось выезжать первыми автобусами. Без силы воли здесь не обойтись. Мы были настолько увлечены водным поло, что вскоре выиграли городские соревнования, а затем и юношеский чемпионат СССР.
Восхождение “Динамо”
– Вы очень рано, в 17 лет, стали игроком основного состава алма-атинского “Динамо”.
– Да. Тренеры умело объединяли честолюбие молодых и опыт ветеранов. Это помогло “Динамо” в 1978 году впервые в истории завоевать бронзу чемпионата СССР. На следующий год команду возглавил Станислав Пивоваров. Он кардинально поменял стиль тренировок, стал уделять больше внимания силовой, плавательной и тактической подготовке.
В 1981 году мы преодолели сумасшедшее сопротивление московских команд и судей и выиграли чемпионат Союза, хотя пальму первенства нам отдавать не хотели.
В каждом матче приходилось доказывать, что сильная команда должна побеждать при любых обстоятельствах. Спустя год мы повторили золотой успех, добавив к чемпионскому титулу еще и Кубок СССР. Несмотря на постоянное обновление состава, “Динамо” на протяжении 10 лет попадало в призовую тройку чемпионатов СССР. Могло оно стать и лучшим в Европе, но в финале Кубка чемпионов уступило по сумме двух встреч немецкой команде “Шпандау-04”.
– Чем отличалось “Динамо” от остальных команд?
– У нас был свой, “казахский” стиль, которого боялись все: молниеносная контратака, четкое выполнение тренерской установки, полная самоотдача и взаимопонимание между игроками. Команда работала как единый организм. Великолепная физическая подготовка позволяла нам решать исход матчей уже после 3 периодов. Соперникам просто не хватало сил противостоять нашему неповторимому “степному” стилю игры.
Монреаль-1976
– Еще до того, как алма-атинское “Динамо” стало одним из лидеров советского водного поло, вы получили приглашение в сборную Союза.
– Это произошло после победы на молодежном чемпионате Европы. Мне не было и 20, когда я отправился на Олимпиаду в Монреаль. Мой первый олимпийский опыт оказался печальным. Сборная СССР – победитель предыдущих Игр – с треском провалилась, заняв 8-е место. Пока 10 дней тренировались в Оттаве, всё было нормально. Но стоило переехать в Олимпийскую деревню, как почти вся команда заболела: у одного плечо прихватило, у другого – температура. Из-за этого мы даже не вышли на матч с кубинцами. Правда, к тому времени мы уже потеряли шансы на медали. Стартовый поединок с румынами, которых за 3 месяца до Олимпиады обыграли впятером, кое-как свели к ничьей – 5:5. Потом уступили голландцам – 2:3, и Олимпиада для нас, по сути, закончилась.
– Фиаско в Монреале было тем обиднее, что следующая Олимпиада должна была состояться в Москве.
– Да. В сборной началась большая селекция, через команду прошли более полусотни ватерполистов, ежегодно менялись тренеры. Дела не клеились, пока за год до Московской Олимпиады сборную не возглавил Борис Попов, с которым мы в 1975-м выиграли молодежный чемпионат Европы. За короткий срок он сделал из взрослой сборной СССР готовый к большим победам коллектив.
Москва-1980
– В Москве вы выиграли все восемь матчей. Какая из побед запомнилась больше других?
– Конечно, последняя. В заключительный день мы обыграли сборную Югославии – 8:7, также претендовавшую на золото, и стали олимпийскими чемпионами. В том своеобразном финале я забил три мяча, включая победный. Интересным был поединок с действующими на тот момент чемпионами мира – итальянцами. На последнем минуте я перехватил мяч у зазевавшегося соперника и забил гол. Мы победили – 8:6, а сборная Италии в итоге заняла только 8-е место. Это, кстати, один из главных уроков – никогда нельзя расслабляться.
Лос-Анджелес-1984
– На следующую Олимпиаду в Лос-Анджелесе советские спортсмены не попали по политическим причинам. В какой форме находилась наша ватерпольная сборная?
– В великолепной. Между Играми в Москве и Лос-Анджелесе мы стали чемпионами мира и Европы, дважды взяли Кубок мира, в том числе в столице будущей Олимпиады. Тогда перед матчем с американцами президент США Рональд Рейган лично пожелал хозяевам победы, но мы их все равно обыграли.
Охраняли нас усиленно, по периметру бассейна стояли автоматчики.
Отношения между двумя державами в то время были очень напряженными. В общем, готовились мы к Олимпиаде-1984. Первый человек в СССР Юрий Андропов уже пообещал поездку в Америку, но он умер, а его преемник Константин Черненко отменяет участие в Играх, ссылаясь на вопросы безопасности. Так наша звездная сборная лишилась возможности второй раз подряд выиграть Олимпиаду. Вместо нас чемпионами стали югославы, которых мы за 2 недели до Игр победили на одном из турниров со счетом 15:10.
Сеул-1988
– Третья Олимпиада в вашей карьере всё же была.
– В Сеуле, в 1988-м. Но тогда мы проиграли в полуфинале американцам – 7:8.
Перед матчем за бронзовые медали против сборной ФРГ ко мне, как к капитану, обратились немцы с просьбой отдать им 3-е место. Предложили 100 тысяч долларов.
Но мы с командой, естественно, не согласились и выиграли – 14:13.
– Зато сильно проиграли в финансовом плане?
– Да. На родине нашу олимпийскую бронзу оценили аж в 900 долларов.
По-прежнему на воде
– Конец 1980-х. Вам уже за 30. Со сборной и с “Динамо” вы выиграли всё, что можно. Что дальше?
– В 1989-м по контракту с “Интерспортом” уехал в Италию, где несколько лет играл и воспитывал будущих чемпионов. Вернувшись домой, выступал за сборную Казахстана и параллельно занялся бизнесом: был представителем швейцарской металлургической компании в Казахстане, развивал проектно-инвестиционную деятельность. Довелось поруководить “Казвторчерметом”. 22 его завода простаивали. Тем не менее через полгода предприятие погасило долги и выплатило все налоги.
Собственный бизнес и связи помогали поддерживать в республике водное поло: свою зарплату отдавал на нужды команды, нескольких игроков пристроил в зарубежные клубы.
Помню, как перед чемпионатом мира 1998 года сыграли вничью с россиянами. Так те удивлялись: мол, динамовское поколение уже ушло, а команда по-прежнему на коне. Точнее, на воде.
– Как сегодня обстоит дело с водным поло в Казахстане?
– Сейчас оно благодаря вниманию Национального олимпийского комитета и Федерации водных видов спорта – лидер среди всех командных видов. Мужская и женская сборные Казахстана входят в число ведущих в Азиатском регионе. Радует расширение географии водного поло в республике. В год своего 60-летия проводил турнир в Нур-Султане, так на него съехалось около 20 юношеских команд. Эти ребята – будущее нашего водного поло. Заканчивается карантин, и ребятам нужно будет выплеснуть накопленную энергию. Спорт для этого – лучшая возможность. В столице есть клуб “Астана”. Там водным поло занимаются 500 детей, но будет больше, если тренировки сделать доступными. Также в Нур-Султане есть прекрасный бассейн в Назарбаев Университете. Почему бы не создать на его базе команду по примеру некогда звездного московского клуба МГУ?
Наше досье
Котенко Сергей
Родился 2 декабря 1956 года в Алма-Ате.
Заслуженный мастер спорта СССР.
Олимпийский чемпион 1980 г., бронзовый призер Олимпиады 1988 г.
Чемпион мира 1982 г., бронзовый призер чемпионата мира 1986 г.
Победитель Кубка мира 1981, 1983 гг. Чемпион Европы 1983, 1985, 1987 гг. Чемпион Азии 1995 г. Победитель Игр Доброй воли 1986 г.
Выступал за команды “Динамо” Алма-Ата (1974–1989), “Камольи” Италия (1989–1992).
Чемпион СССР 1981, 1982 гг. Обладатель Кубка СССР 1982 г. Победитель Спартакиады народов СССР 1979 г.
Старший тренер сборной Казахстана 1996–1998 гг.
Нур-Султан