В интервью корреспонденту Караван.kz главный тренер сборной Казахстана по водному поло Сергей Дроздов объяснил, почему чемпионат Азии важнее чемпионата России, рассказал о том, что вывод из ППСК «Астана» одноименного клуба не сильно повлиял на финансирование, а также отметил, что смена поколений — это всегда болезненный вопрос.
- В свое время было затрачено немало усилий, чтобы базовый клуб сборной Казахстана выступал в чемпионате России. Но стало известно, что ради чемпионата Азии вы отказались участвовать в российском первенстве, разработав собственную программу подготовки к главному старту этого года. В чем она заключается?
- Как бы это пафосно не звучало, но ради этой подготовки мы решили отказаться от участия в чемпионате России. И все потому, что победа на ЧА-2015 дает единственную путевку на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро. Календарь, который предлагали нам россияне, плохо вписывался в наши планы, поэтому мы решили действовать собственными силами. Было принято решение провести несколько сборов в Европе и сыграть в паре международных турниров. К тому же, часть времени мы проводим дома, тренируясь в Алматы. К этому времени «Астана» уже побывала в Сербии, где сыграла с командами «Партизан» и «Црвеной Звездой», признанными лидерами европейского водного поло. Там команда пробыла неделю. Сербы пошли нам навстречу, проведя с нами по две игры в день. На следующей неделе у нас запланирован вылет в Будапешт и очередные подготовительные встречи, но уже с венгерскими клубами и сборной Турции.
- Не кажется ли вам, что подобные сборы не смогут полноценно заменить регулярный чемпионат, где перед игроками в каждом матче стоит большая ответственность?
- Да, вы правы. Здесь в каждой встрече спортсмены испытывают психологическое давление, в отличие от товарищеских матчей. Во втором случае ребята просто выполняют тренерскую установку в бассейне, но с нашей стороны присутствует и доля ответственности, которую мы также пытаемся смоделировать.
- Задача у сборной Казахстана одна: выиграть чемпионат Азии?
- Путевка на Олимпиаду одна, в значит, и задача довольно ясна. И как бы тяжело нам не было, это выполнимо. Главное, чтобы к этим соревнованиям мы подошли в отличном расположении духа. Китай с Японией переиграть нам по силам - они наши основные соперники.
- А если этого не случится, то можно будет это считать провалом?
- Не все так туманно, если честно. Азия - это не последний шанс, потому как команды, занявшие на турнире второе и третье места, получат возможность участвовать и в мировом отборе на Олимпийские игры в апреле следующего года, который состоится в Италии. Там будут разыгрываться четыре путевки в борьбе двух азиатских команд, коллективов из Африки, Америки, Европы и Океании — всего 12 сборных.
- Летом этого года ватерпольную команду «Астана» вывели из состава Профессионального президентского клуба с одноименным названием. Сильно ли это повлияло на финансирование?
- В связи с экономическим кризисом «Самрук Казына» отказался от многих проектов, в числе которых оказался и наш клуб. Тем не менее, несмотря на выход из ППСК «Астана», на дальнейшее развитие водного поло в нашей стране это не повлияло. Перебоев с финансами у нас нет, как нет и задолженностей. Хотя в первый месяц нас попросили войти в положение и немного подождать, зато теперь ребята спокойно работают, не задумываясь о завтрашнем дне.
- Сегодня костяк сборной Казахстана составляют ватерполисты старше тридцати лет. В ближайшее время команду ждет серьезное омоложение. Однако молодых ребят, способных заменить лидеров, не видно…
- Омоложение состава - это всегда сложный вопрос. С одной стороны, мы видим, что скоро команду покинут очень сильные игроки — возраст дает о себе знать. С другой стороны, с их помощью мы вырастили новое поколение ребят, которые смотрели на своих старших товарищей и перенимали опыт. Вспомните чемпионат мира среди молодежи, который проходил в Алматы. Участвовало 18 команд, и наша сборная заняла там 9 место. Несмотря на то, что кто-то усмехнется этим показателям, но как профессионал я отмечу, что это очень высокое место. Это прогресс и кропотливая работа нашего тренерского штаба. Скорей всего, после Олимпиады карьеру в главной команде закончат многие лидеры и здесь придет очередь подрастающего поколения — игроки 1995-1996 годов, которые уже неоднократно привлекались к совместным сборам с «националкой». В сентябре они показали именно ту игру, которую я хотел от них видеть. И я надеюсь, что смена поколений пройдет безболезненно.
- Юниорскую сборную Казахстана возглавляет иностранный специалист Неманья Кнежевич. Многие знают лишь вас - Сергея Дроздова. Это говорит о том, что у нас нет своих квалифицированных тренеров?
- Те тренеры, которые воспитывали нас, работают до сих пор. Правда, некоторые из них уже не готовы принять новые реалии развития водного поло во всем мире. Поэтому мы приглашаем иностранных специалистов, способных привить нашей молодежи современные веяния. Тот же Кнежевич — человек сербского ватерполо. А, как известно, сербы - одни из лучших в мире в данном виде спорта. Мы заключали контракт с «Партизаном», привлекали их тренеров в качестве консультантов в работе с нашей национальной командой. Для того, чтобы развиваться, необходимо вливание новой крови. Потому как в какой-то момент у нас произошел реальный провал в подготовке команд разных уровней - и, в частности, молодежи. Когда я пришел на эту должность, то столкнулся с серьезной проблемой — многие игроки не знали элементарных вещей и мне пришлось обучать представителей сборной Казахстана техническим моментам: приему мяча, правильному положению тела в воде и переходу из горизонтального положения тела в вертикальное. Для меня это было удивительно! Поэтому иностранные специалисты привлечены для того, чтобы учиться, а это никогда не поздно.
- Казахстан — страна, где очень популярны единоборства и бокс. Существует ли у вас конкретная программа для привлечения желающих заниматься водным поло?
- Знаете, желающих заниматься ватерполо в Казахстане предостаточно. Практически в каждом городе у нас есть своя база, дети целенаправленно идут в нашу секцию. К примеру, в Алматы уже трижды проходили международные старты — в 2012 году был суперфинал Мировой лиги и Центральный бассейн не смог вместить всех желающих. Зрители стояли даже в проходах. Потом мы провели Кубок мира, а следом - молодежный чемпионат планеты. Все это способствует популяризации. Плохо, что мы играем в чемпионате России и нас не видит наш зритель — он лишь читает заметки из газет и интернета. В свое время мы предлагали назвать это Евразийской лигой, по подобию хоккейного КХЛ и баскетбольной Лиги ВТБ. Можно было пригласить клубы из Узбекистана, Китая, Турции и Белоруссии. Но пока серьезного понимания со стороны России мы не нашли.
- Международная федерация плавания задумалась о том, чтобы подкорректировать правила в водном поло. Насколько это серьезно?
- Вопрос очень серьезный. Есть очень много противников изменения правил. Но я думаю, что рано или поздно перемены все-таки произойдут. Тестовые соревнования уже проводятся, и Мировая лига испытала на себе эти новшества. На пять метров было сокращено плавательное поле из-за чего игра получается другая. Мы получаем меньше плавания и больше опасных моментов у ворот. К тому же, юниоры на последнем чемпионате мира играли пять на пять и женским мячом. По мне, поле можно сократить, уменьшить количество игроков, но мужчины, играющие женским мячом - это лишнее. Сила броска увеличивается и вратарь может получить повреждение.