Главный тренер мужской сборной по боксу Галымбек Кенжебаев рассказал корреспондету Сaravan.kz, что происходит в казахстанском боксе в это трудное время.
– Как пандемия и карантин повлияли на бокс в Казахстане и мире?
– Перенесли Олимпийские игры. Это главное и самое тяжёлое последствие для олимпийского спорта во всём мире. Боксёры, как и все спортсмены, ведут подготовку по четырёхлетнему циклу, так, чтобы к Олимпиаде быть на пике своих возможностей, физических и психологических. Сейчас этот цикл сломан. Игры перенесли на год, но положение дел в мире таково, что мы не можем быть уверены, что главные старты состоятся в назначенный срок. Все соревнования, международные и казахстанские турниры и даже учебно-тренировочные сборы отменены и мы не можем составить чёткий план на ближайшую перспективу. Традиционно отбор лучших боксёров в национальные сборные определяют итоги чемпионатов страны. В 2020 году запланирован объединённый мужской и женский чемпионат Казахстана по боксу, он должен пройти в конце сентября – начале октября, но, вероятно, и этот чемпионат придётся отодвинуть по времени.
Для всесторонней подготовки нужно много условий – очная совместная работа тренеров и спортсменов, тренировки и спарринги, в том числе с иностранными боксёрами, и главное – боевая практика, как можно больше соревнований, турниров и внутри страны, и за рубежом. Как только ситуация нам позволит – мы вернёмся и к сборам, и к соревнованиям.
– Смогут ли казахстанские боксёры после карантина достойно представлять Казахстан на международных соревнованиях?
– Тренерский штаб делает всё возможное, чтобы команда сохранила форму. Личные тренеры составили для каждого из подопечных индивидуальный план тренировок на время карантина. Мы практикуем и общие тренировки в режиме онлайн – я и другие тренеры регулярно ставим боксёров перед мониторами, ведём и контролируем их занятия. Вопрос о том, сможем ли мы достойно выступать, даже не стоит – конечно, сможем. Во-первых, сейчас спортсмены во всём мире плюс-минус в одинаковых условиях, не только мы теряем, теряют все. Во-вторых, боксёры – люди с невероятно высокой мотивацией. Их главная цель – олимпийская медаль. Они отдали всю свою жизнь спорту, так что вынужденный перерыв в несколько месяцев никого не остановит, и упущенное наверстают так быстро, насколько это возможно. Все условия есть – спортивные базы, экипировка, сопровождение наших замечательных медицинских специалистов из комплексно-научной группы.
– С какими ещё трудностями сталкиваются казахстанские боксёры?
– Неопределённость – её психологически трудно перенести. Может быть, поэтому несколько перспективных бойцов, например, призёр юношеской Олимпиады Талгат Шайкен, чемпион Азии Бек Нурмаганбет ушли в профессиональный бокс. Но мы видим, что профессиональный бокс также вынужден переносить и откладывать поединки, так же ограничен в тренировках. Спорт повсюду переживает нелёгкие времена, и мы не можем на это повлиять.
– Что происходит на данный момент в казахстанском боксе?
– Участники сборных, как и все казахстанцы, подчиняются указаниям и распоряжениям правительства, минздрава, санитарных врачей, а как спортсмены – рекомендациям оперативного штаба Национального олимпийского комитета. В июне мы провели замечательный сбор в горах, ребята были в отличном состоянии, работали с камнями – это специальная тренировка, во время которой спортсмены стараются как можно дальше бросать горные валуны. Бегали кроссы, плавали в бассейне, тренировались в зале, но эпидемиологическая ситуация ухудшилась, мы столкнулись со второй волной заболевания. Карантин продлён, следовательно, ни соревнований, ни сборов сейчас нет. Тем не менее, июньский сбор показал, что все работают на местах и довольно быстро набирают форму, приходят в кондицию. Опыт у нас есть уже – буквально два-три сбора, одно-два соревнования и этого достаточно, чтобы выйти на пик формы. К нашему огорчению, в первом полугодии сорвались совместные сборы с кубинцами, сборы с узбекскими, украинскими и российскими боксёрами тоже отменены. Но думаю, что мы ещё вернёмся к этому, потому что постоянно на связи с этими странами, и их спортсмены готовы приехать, как и мы. Лишь бы ситуация с коронавирусом стабилизировалась, и мы опять вернулись в прежнее русло.
– Есть ли спортсмены, которые начали карьеру именно в этот период?
– В национальную сборную попадают уже сформировавшиеся боксёры, те, кто много лет тренировался и успешно выступал в молодёжных, региональных командах. Конечно, у нас есть спортсмены, которые недавно перешли из молодёжки во взрослый бокс, такие как братья Оралбаи, Айбек и Нурбек, Сабырхан Махмуд, Санатали и Саматали Тольтаевы. У них очень высокая мотивация, ребята попали в олимпийскую команду, они готовы на всё, чтобы показать себя. Конечно, такая задержка в тренировках обескураживает, им сейчас непросто. Но им по 19-20 лет, впереди ещё есть время.
– Кто из пока не прославившихся казахстанских боксёров подаёт надежды?
– У нас очень много яркой перспективной молодёжи: это уже названные братья Оралбаи, Сабырхан Махмуд, братья Тольтаевы, Саматали и Санатали, ещё ряд боксёров, причём нельзя сказать, что они не прославленные, например, Айбек Оралбай – чемпион юношеской Олимпиады. Я не хочу никого особенно выделять, хорошие, перспективные, яркие боксёры у нас всегда были и есть. Скамейка запасных очень длинная. Любой второй, третий номер в сборной может «выстрелить», стать и чемпионом Азии, и чемпионом мира. Например, Турсунбай Кулахмет и Абильхан Аманкул, два ярких боксёра в одном весе. Когда Аманкул заболел и не смог выступить на чемпионате Азии, Кулахмет «выстрелил» и стал чемпионом континента, призёром чемпионата мира. К сожалению, Турсунбай тоже перешёл в профессионалы. То же можно сказать и о весе до 81 килограмма: Бек Нурмаганбет, чемпион Азии, победитель ряда международных турниров, чуть заболел и его место занял Бекзад Нурдаулет, стал чемпионом мира, завоевал олимпийскую лицензию. Такие примеры есть, любой боксёр может о себе громко заявить и это один из главных мотивирующих факторов. У нас в сборной постоянная конкуренция.
Конечно, нам очень обидно, что ребята уходят в профессионалы, но скамейка запасных короче не становится. Я в своё время и Шайкену, и Нурмаганбету, и Кулахмету предлагал остаться, у нас есть чемпионат мира в 2021 году после Олимпиады, я говорил: «У вас есть шанс стать чемпионами мира, это поднимет ваш рейтинг и в профессиональном боксе». Тем не менее, перспективных ребят много, и я надеюсь, что Казахстан свои традиции не потеряет, пандемия нам не помешает. Наша задача сейчас – сохранить здоровье, начать тренировки, поднять физическую форму, техническую. Мы всегда заботимся об иммунитете, у нас много интересных тренировок на свежем воздухе, в бассейне. Думаю, мы наберём форму и не утратим свои позиции в мировом боксе.
– Какой курс развития возьмёт казахстанский бокс после карантина?
– Я думаю, нам нужно максимум времени, 90% проводить на сборах и соревнованиях с лучшими командами мира – кубинцами, китайцами, россиянами, украинцами. Тогда мы сможем быстро наверстать упущенное, улучшить нашу технику, повысить моральные и боевые качества. Больше нельзя вариться в своём соку, надо бороться и конкурировать каждый день, каждый час, только так растут настоящие бойцы. У нас большие планы, ребята все чуть ли не сидят на чемоданах, в любой момент готовы сорваться и продолжить работать, а сейчас все трудятся на местах и соблюдают все санитарно-гигиенические требования, изоляция, дистанцирование – всё в надежде на лучшие времена.