Пять месяцев длится противостояние тренеров и родителей легендарного колледжа спорта с чиновниками

Сомнительное достижение

В июле министр культуры и спорта Даурен Абаев, назначенный на эту должность в январе, отчитался о проделанной работе за 1-е полугодие. Отчет получился, как водится, бодрым. Тут и повышение оплаты спортивных судей, и увеличение числа спортсменов в составах штатных сборных, и обновление тренерского штаба национальных команд, и много чего еще. В число “достижений” министерства вошло и его скандальное решение о реорганизации РКС в Алматы.

 

“С июля месяца в пилотном режиме запущена работа тренировочного центра по видам борьбы на базе Республиканского колледжа спорта. Он будет обеспечивать круглогодичную подготовку перспективных спортсменов”, – написал Абаев на своей странице в FB.

 

За этими двумя безобидными с виду предложениями кроется полный развал деятельности одного из самых престижных спортивных учебных заведений Казахстана: исход из РКС целого ряда олимпийских видов спорта и закрытие школы-интерната, которая была при колледже и готовила для него резерв.

Истинная причина

Приказ о прекращении деятельности общеобразовательной школы (7–11-й классы) РКС за подписью председателя комитета по делам спорта и физической культуры МКС Самата Ергалиева появился 20 июня 2022 года. К тому времени шум вокруг реорганизации колледжа стоял приличный. Тренеры, педагоги, родители юных спортсменов, а также ветераны спорта, призеры чемпионатов мира и Олимпийских игр требовали от правительства и министерства культуры и спорта пересмотреть это неоднозначное решение. Однако чиновники, которые, по идее, должны радеть за развитие спорта, остались глухи к этим просьбам. Наверху всё давно для себя решили и давать задний ход явно не собирались.

В колледже из 12 видов спорта остаются только приоритетные – бокс, борьба, единоборства, тяжелая атлетика. Развивать их будут в рамках некоего тренировочного центра, который создается на базе РКС “по опыту Великобритании и Австралии”. В ответе заместителя премьер-министра РК Ералы Тугжанова на запрос депутата мажилиса Константина Авершина говорится, что “тренировочный центр займется научно-методическим, медицинским, аналитическим обеспечением спортсменов и тренеров, организацией учебно-тренировочного процесса и повышением квалификации спортивных специалистов”. Поводом к коренным изменениям в структуре РКС стали “неудовлетворительные итоги летних Олимпийских игр в Токио”.

Однако истинной причиной все, кто противится реорганизации колледжа, называют отнюдь не желание поднять отечественный спорт на новую высоту, а банальный “бизнес”. Слишком привлекательно место в самом центре города, где заработать гораздо легче, чем, к примеру, в микрорайоне “Шанырак”. Там, на задворках Алматы, стоит аналогичный Республиканский спортивный колледж, и свободного места гораздо больше, но заманить туда потенциальных клиентов труднее.

Сползает в ком­мерциа­ли­зацию

Тренеры опасаются, что РКС постигнет судьба Республиканской школы высшего спортивного мастерства по водным и прикладным видам спорта, которая располагалась на ипподроме. Ее тоже реорганизовали: продали в частные руки, уволили всех спортсменов и тренеров. Сейчас там построены кафе и рестораны, а сам ипподром используется для обучения элементарным правилам езды на лошадях всех, кто готов за это заплатить. Ни о каких спортивных достижениях речи не идет.

Деятельность РКС тоже постепенно сползает в коммерциализацию. К примеру, сейчас его спортивные объекты закрыты для спортсменов, поскольку идут экзамены, набирают новых студентов. Правда, если сами спортсмены тренироваться не могут, то частные плавательные группы в бассейне функционируют без ограничений. Оплаченные абонементы сдающим вступительные экзамены абитуриентам, видимо, не мешают.

Другие приоритеты

До сих пор не решена судьба самих тренеров РКС и детей. Как говорится в ответе вице-премьера, “для продолжения спортивного образования министерством принято решение о переводе учеников школы РКС” в два других аналогичных колледжа, а “все педагоги и тренеры будут обеспечены рабочими местами”. Однако всё выглядит гладко только на бумаге. “Во главе отечественного спорта стоят дилетанты”?

В школах при спортивных колледжах им. Каркена Ахметова и в “Шаныраке” классы – не резиновые. Там хватает своих учащихся, а это значит, что многим юным спортсменам придется срочно искать свободные места в обычных средних школах. При этом руководство РКС ставит тренерам, по их словам, ультиматум: или дети забирают документы, или в дальнейшем их не пустят на спортивную базу колледжа.

Дело в том, что в РКС, к примеру, единственный на весь Алматы бассейн с ямой для прыжков в воду. Детям было удобно и учиться, и тренироваться (а иногородним – еще и жить) в одном месте. Это всегда было главным плюсом РКС, помогало привлекать самых талантливых ребят со всей республики. Теперь же юным спортсменам придется учиться в школе-интернате им. К. Ахметова, а тренироваться – в РКС. На первый взгляд, недалеко, пешком чуть больше получаса. Но это если в хорошую погоду. А в снег, дождь?.. Ведь прямого транспорта между этими спортивными школами нет.

Вместе с прыжками в воду в РШИ им. К. Ахметова переводят современное пятиборье и легкую атлетику, а отделение фехтования – в “Шанырак”. А ведь в РКС всё есть для этих видов спорта – бассейн, манеж, фехтовальный зал. Однако спортивных чиновников эти проблемы не волнуют. У них другие приоритеты. И развитие спорта, по всей видимости, в их число не входит.