Но еще в профессиональном боксе Казахстана периодически происходят недопонимания между спортсменами, менеджерами и федерацией. Корреспондент «Каравана» вспомнил самые громкие события и узнал некоторые подробности из первых уст.
Как оказалось, история становления профессионального бокса в Казахстане не такая уж и богатая по своему содержанию. В интернете очень скудная информация об этом направлении спорта нашей страны, как и об единственной федерации профессионального бокса. На официальном сайте сообщается, что Казахстанская федерация профессионального бокса создана по инициативе известного боксера, серебряного призера Олимпийских игр 1980 года Серика Конакбаева 22 августа 1992 года в Семипалатинске на основании учредительного собрания действующих спортивно-профессиональных клубов, до этого с 5 декабря 1989 года по июль 1992 года была создана и развивалась сеть профессиональных клубов по стране.
На сегодняшний день Федерация является единственным ассоциированным член WBA, WBC, WBO и IBF в Казахстане. Это означает, что Федерация имеет связи с указанными организациями опосредованно через другую организацию. К примеру, со Всемирным Боксерским Советом (WBC) Федерация связана через членство в Боксерском бюро СНГ, славянских и балтийских стран (CISBB), которая зарегистрирована и расположена в Московской области РФ.
В качестве целей и задач указаны три направления. Это создание региональных филиалов КФПБ, проведение семинаров, тренингов для тренеров, рефери и судей профессионального бокса. Кроме того, КФПБ работает над совершенствованием и расширением систем мер безопасности для охраны здоровья профессиональных боксеров, а также оказание социально-правовой помощи лицензированным боксерам КФПБ.
Бойцовские трудности
На сайте КФПБ указано, что за период с 1991 по 2020 год на территории Казахстана состоялось 28 титульных боя с участием отечественных мастеров кожаной перчатки.
Тем не менее, были в истории факты недопонимания между организаторами вечеров бокса и КФПБ. Некоторые менеджеры были недовольны, что при организации вечеров бокса на территории Казахстана должны проходить в КФПБ санкционирование боев, а также не очень-то хотели платить взнос за лицензирование в федерацию. А также в адрес КФПБ звучали претензии, что она якобы не развивает профессиональный бокс как вид спорта по аналогии с другими федерациями, например, по олимпийским видам спорта.
Генеральный секретарь КФПБ Болат Манкенов объясняет, что вопросы по поводу роли федерации в развитии профессионального бокса возникают из-за несовершенства законодательства страны в области физкультуры и спорта, а санкционирование боев производится во имя благой цели – защитить права и здоровье самих боксеров.
«Миссия, цель и задачи у всех разные. Олимпийский бокс, понятно, у них есть свои континентальные турниры и так далее, у нас в основном роль и задачи федерации профессионального бокса - это контроль, кооперация информации. Почему только так? Потому что мы не имеем права финансировать какие-то матчи. Но мы в основном должны развивать институт промоутерства, институт менеджеров, то есть мы являемся как комиссионеры, наша роль - это охрана здоровья боксёров и их социально-правовая защита. То есть это же профессиональный спортсмен, вообще в развитых странах он является «продуктом», который имеет свою цену. Организаторы мероприятия, так называемые промоутеры, являются субъектами предпринимательства, они продают «продукт» (боксера) и зарабатывают на этом. У нас, к сожалению, нет закона о профессиональном спорте. Вы знаете, в каком году принят первый закон о профессиональном спорте в Соединённых Штатах? Еще в середине 1800-х. У нас до сих пор нет закона о профессиональном спорте и вакханалия идет, к сожалению, когда организаторы мероприятий не подписывают контракты, все просто на словах обещают боксерам и после кидают боксеров, не выплачивая им призовые фонды, гонорары. Ведь самое главное действующее лицо - это боксер. Самое обидное бывает, что бывают комментаторы, ринг-анонсеры, им выплачивают по 2 по 3 тысячи долларов, они сами этим хвалятся, а боксеры не лицензируются и не регистрируются. Защита прав боксеров идет через мандатную комиссию, мы требуем контракт на бой, подписи боксера промоутера и менеджера, где все расписано. У нас на сайте есть информация, если откроете в документах, все нормативные документы у нас имеются», - сказал Болат Манкенов.
Что касается лицензионного взноса, то, по словам Манкенова, его размер находится на мировом уровне – 100 долларов для боксера и 500 долларов в год для промоутера. Но федерация, по словам генсека, живет не на деньги от лицензирования, а в основном за счет членских взносов членов исполкома, партнеров и спонсоров.
«Мы не финансируем сборы и подготовку, это должны делать промоутеры. И в этом проблемы. Никто не читает документы. Мы должны только контролировать и они нам должны документы предоставить медицинские. Бывает, вообще без заключения приходят и начинают там кричать, истерить. Как мы можем допускать просто так? Мы, если что-то пойдет не так, завтра перед Всевышним и перед законом отвечать будем», - добавил Болат Манкенов.
Почетный президент КФПБ Серик Конакбаев вспомнил, что когда открывал федерацию профессионального бокса на заре Независимости Казахстана, встречал немало сопротивления с разных сторон.
«Люди тогда не понимали, какую задачу мы ставим перед собой. Сегодня мир изменился, все начинают понимать, что это просто уже такая, знаете, реальная необходимость, которую нужно признавать, да и нужно работать совместно. Я говорю про законопроект о спорте, есть понимание правительства и министерства, что сегодня профессиональный спорт - это уже это не просто так, это реальность, никто от этого никто не должен прятаться. Профессиональный бокс - это как бы кажется, что «выходи и боксируй», но не все так просто. Нам нужно просто подготовить хороших промоутеров, хороших менеджеров, которые будут работать по международным стандартам. У нас очень много хороших боксёров, и они должны это правильно использовать, хороший боксер одно, хороший тренер - второе, ну и третье - это конечно, чтобы у нас были менеджеры и промоутеры, чтобы они работали по международным стандартам», - пояснил Конакбаев.
Он пояснил, что единственный путь к ликвидации недопонимания – выполнение правил, которые уже сегодня существуют, и выработка поправок в законодательство по той части, которая касается профессионального спорта и работы федераций в профессиональном спорте. А также повышение юридической грамотности боксеров и промоутеров.
«К сожалению, много было таких случаев, когда просто ребят обманывали, которые не знали реальную ситуацию и правила профессионального бокса», - констатировал Конакбаев.
Несостоявшаяся Конвенция WBC в Казахстане
Говоря о вкладе КФПБ в развитие бокса в целом, нужно отметить пилотный турнир WBC Amateur Kazakhstan, организованный КФПБ совместно с WBC для юных боксеров в возрасте 15-16 лет на стыке любительского и профессионального бокса. В 2024 году этот турнир пройдет уже среди стран, входящих в ТЮРКСОЙ. Избранный в начале 2024 года президентом КФПБ Рахимжан Ерденбеков вошел в состав управленческого совета WBC Amateur. И здесь вспоминается нашумевшая история о том, как в Казахстане так и не состоялось заседание Конвенции WBC, несмотря на то, что неоднократно объявлялось о проведении этого большого события в мире профессионального бокса в Казахстане.
«Это в первую очередь, это была моя инициатива, мы готовились, поехали туда, тогда нас прямо хорошо поддержал Маурисио Сулейман, президент WBC, торжественно нам вручили флаг. Мы когда приехали, я не знаю, тут же подключились министерство спорта, какие-то люди, мы даже не попали в оргкомитет. Без конца звонили, было связано с финансами. Ведь кроме управленческого совета и руководства на этих конвенциях все приезжают за свой счет. проживание и питание, плюс членские взносы. То есть, мероприятие системное и оно окупается. Но нас не услышали, сами не знали, что делать, нестыковка была, мы так и не поняли. Они не заплатили взносы за право проведения, есть такое, я точно не могу сказать, эти деньги взносы идут на изготовление буклетов, оформление, проезд и проживание управленческого совета. Ну, к сожалению, вот так вот, это из того, что знаю, потому что меня не включили в оргкомитет, я не в курсе вообще, что там творилось», - объяснил Манкенов.
Чуть подробнее ситуацию объяснил почетный президент КФПБ Серик Конакбаев.
«К сожалению, не было найдено понимания с местными властями, поэтому сожалею очень, что так получилось. Тем не менее, я думаю, что ещё всё у нас впереди, мы не только по проведению, допустим конгрессов, сегодня должны показать себя, но и продемонстрировать то, что у нас есть боксёры, которые своими победами будут рассказывать о стране. И тогда они никуда не денутся», - сказал Конакбаев.
Нам стало интересно узнать о ситуации у еще одного участника той истории с несостоявшейся в Казахстане Конвенцией WBC – бывшего президента КФПБ Икрама Абдукаримова. Он озвучил свою версию случившегося.
«Во-первых, хотел бы отметить, что господина Манкенова на 59-й конвенции WBC не было. Я не понимаю, почему он так отвечает на ваш вопрос. В ноябре 2021 года я присутствовал там по приглашению президента WBC Маурисио Сулеймана. И, как указывалось уже ранее, было принято решение провести 60-ю юбилейную конвенцию в Казахстане. Мы еще радовались и думали приурочить данное событие также к 30-летию создания нашей Федерации. Но как известно, данное мероприятие было сорвано, а конвенция в итоге прошла в Мексике в Акапулько. И это не впервые. Конвенция также не состоялась и в 2017 году, которая в 55-й раз должна была пройти в Астане, а по факту прошла в Баку. Наверное, говоря о поездке и договоренностях с Маурисио Сулейманом, господин Манкенов подразумевает 2016 год в Холливуде (штат Флорида). Если читатели обратят внимание на статьи тех лет и нынешнюю позицию руководства Федерации, то увидят, что виновными в срыве таких знаковых мероприятий являются «местные власти, несогласованность действий, отсутствие денег или же вообще они не знают реальных причин». Если честно, смешно такое читать и слушать. Зачем в таком случае Федерация инициирует проведение Конвенции в нашей стране, если не в состоянии организовать и обеспечить встречу гостей мирового уровня?», - сказал Икрам Абдукаримов.
К слову, в конце 2023 году 61-я Конвенция WBC успешно прошла в Центральной Азии. Но не в Казахстане, а в Узбекистане. В те дни Маурисио Сулейман высказался о причинах проведения съезда в Узбекистане, указав на их лидеров и функционеров, а также созданные условия.
«Если вы меня спросите о реальных причинах срыва съезда WBC в 2022 году, то я не смогу их объяснить, так как после возвращения из Мексики и по сей день я не имею доступа к деятельности Федерации», - заявил Абдукаримов.
Икрам Абдукаримов также поделился своим взглядом на проблемные вопросы в работе федерации и высказался по поводу претензий к КФПБ, озвучиваемых в публичном поле.
«Безусловно, проблем и претензий много. Давайте по порядку. Начнем с того, что Казахстанская федерация профессионального бокса является общественным объединением, зарегистрированным в 1997 году. Соответственно, согласно Закону «Об общественных объединениях», Федерация должна соблюдать такие принципы как отчетность и гласность. Но вы нигде не увидите их Устав, главного документа, в котором прописаны цели и задачи, права и обязанности членов. Отсутствует также отчетность о поступлениях и расходах денежных средств. Таким образом, на мой взгляд, Федерация недостаточно прозрачна в своей работе. Далее, спорт, в том числе профессиональный, в Казахстане регулируется Законом «О физической культуре и спорте». И согласно ст.29 данного Закона, профессиональная спортивная федерация имеет конкретные права и обязанности. Если же вы ознакомитесь с ними, то поймете, что заявленные на сайте Федерации цели и задачи не в полной мере отражают всю суть деятельности подобных федераций. Если быть конкретным, то вы не найдете нигде достоверных данных о проведенных самой Федерацией поединков по боксу, утвержденных ежегодных календарях таких мероприятий, соответственно, отсутствует сертификация и аккредитация профессиональных спортивных клубов, дающих право допуска к участию в соревнованиях, проводимых самой Федерацией. Также я не вижу, какие антидопинговые меры принимает Федерация, не обнаружил данные о спортивном резерве, а также об инфраструктуре и материально-технической базе, подготовленной и развитой Федерацией, не находятся сведения об оказанной помощи ветеранам бокса и лицам с инвалидностью», - считает Икрам Абудкаримов.
Он считает, что прописанных на сайте целей и задач недостаточно для такой серьезной организации, как КФПБ.
«Мне непонятна позиция Федерации в лице господина Манкенова, который утверждает, что они не имеют право финансировать спортивные мероприятия. Но это не так. Закон не запрещает их объединению заниматься предпринимательством, если это необходимо для достижения уставных целей. Я согласен с тем, что действующее законодательство для развития профессионального бокса требует доработки. Однако, сегодня Федерация, на мой взгляд, не обеспечивает свое соответствие хотя бы требованиям существующих норм. Как я уже говорил, там прописаны конкретные права и обязанности, но они не исполняются. Теперь о навязывании Федерацией своих условий. В интернете полно публикаций, связанных недовольством промоутеров и боксеров. Как известно, Федерация взимает плату за выдачу своих лицензий на организацию, проведение и участие в боях. Однако, не ясна цель и основания таких лицензий. По закону, для спортивных федераций не предусмотрено право лицензировать соревнования. При этом, предусмотрена аккредитация клубов, дающих право допуска к участию в соревнованиях, проводимых самой федерацией. Но, как я понимаю, наша Федерация навязывает свое лицензирование независимо от того, кто проводит бои. При этом, сама она не организовывает такие бои. В таком случае, я считаю, боксеры вправе участвовать в профессиональных боях без указанной лицензии, заключив сделку с организатором такого боя. Аналогично, организаторы – промоутеры вправе без получения такой лицензии организовывать свои поединки», - сказал Икрам Абдукаримов.
Он считает, что настала пора для реформ в Федерации для того, чтобы ее работа стала более эффективнойю.
"В Федерации требуются реформы, принятие устава с конкретными целями и задачами, прозрачная деятельность и отчетность, реальное участие во взращивании профессиональных чемпионов и формировании спортивной инфраструктуры, а также повышение авторитета на международной арене. Все это возможно, если будут устранены бюрократия и закостенелость организации", - заключил Абдукаримов.
Прошло почти 32 года как существует Федерация профессионального бокса, она в стране единственная. Безусловно, любое развитие того или иного вида спорта не обходится без трудностей и конфликтов, но самое главное, чтобы в конечном счете все спорные вопросы решались конструктивно и во благо нашей страны.