Что сделали плохого?
– Откровенно говоря, я сам не могу объяснить создавшуюся ситуацию, – делится с “КАРАВАНОМ” мастер спорта СССР международного класса, заслуженный тренер Казахстана Сергей Тишков. – Уверен, если спортсменов, подписавших письмо, конкретно спросить: “Что сделали плохого Тишков, Батяйкин или Ткачук?” – они не назовут ни одного момента. Мне кажется, я ответственно отношусь к тому, чем занимаюсь. Более того, делаю даже то, что не входит в мои обязанности. И спортсмены это прекрасно знают. Тем более что Денис Волотка, Евгений Величко много лет тренировались со мной и показывали результаты выше, чем сейчас.
Весь этот раскардаш
– Как в сборной появился российский тренер Юрий Каминский?
– В 2018 году в Щучинске на чемпионате Казахстана ко мне подошел генеральный секретарь Национальной федерации лыжных гонок (НФЛГ) Андрей Невзоров и предложил возглавить сборную в качестве старшего тренера. Я, подумав, согласился, но при условии, что тренеров и смазчиков подбираю сам и весной на заседании федерации сделаю предложение по структуре команды. Включился в работу, составляю программу подготовки, веду переговоры с тренерами и смазчиками, которых мне хотелось бы пригласить для работы в сборной. Приезжаю на заседание НФЛГ, смотрю повестку дня, а в ней одним из пунктов – утверждение Владимира Борцова на должность тренера мужского состава сборной, а Игоря Зубрилина – женского. Так как мои условия были проигнорированы, я отказался от предложения возглавить команду. Через некоторое время слышу, что на должность главного тренера в сборную приглашен российский специалист Юрий Каминский. Я с ним близко не знаком. Потом в команде начинаются какие-то распри. Каминский публично стал высказываться о профессиональных качествах Борцова и Зубрилина, и федерация сняла тех с должностей. Причем без решения тренерского совета.
– Как это отражалось на результатах спортсменов?
– В худшую сторону. Этот раскардаш длился весь сезон. К весне ситуация накалилась до предела. После ее обсуждения на заседании федерации меня предложили на пост старшего тренера. Однако у Юрия Михайловича в команде уже появились любимчики, и их наставники за него заступились. Так что сборная раскололась еще до моего прихода. В итоге приняли половинчатое и, на мой взгляд, совершенно неправильное решение – разделить сборную на две группы. Одна будет тренироваться с Каминским, другая – со мной. Ко мне перешли те, кого российский тренер “забраковал”, и мои воспитанники. Тогда же договорились, что, так как в сборной две группы, ее состав на этапы Кубка мира будет определяться по спортивному принципу – через отборочные старты в Казахстане. Если кто-то теряет форму по ходу сезона, его должен заменить тот, кто сильнее на данный момент.
Ты занимаешься демократией
– Вполне справедливо. Эта договоренность соблюдалась?
– Нет. Начался сезон. Первый этап в Норвегии команда пробежала плохо. И тут Каминский заявляет, что никакого дополнительного отбора не будет, команда всем составом остается в Европе. Мол, на форме лыжников скажется большая разница в часовых поясах и погодных условиях. Но об этом надо было говорить раньше, весной, когда на заседании федерации программа составлялась и утверждалась. На что услышал в ответ: “Ты занимаешься демократией, а я делаю результат”. И так весь сезон. Каминский настаивал на том, чтобы поменять программу сборов и повезти команду в Болгарию. Потом мы узнали, что он просто решил совместить подготовку сборной Казахстана с российскими лыжниками, которых продолжал параллельно тренировать.
– Растущий конфликт погасить не удалось?
– Раскол только усугублялся еще и пренебрежительным отношением Каминского к своим казахстанским коллегам. Он позволял себе за спиной при спортсменах критиковать профессиональный уровень наших тренеров, тем самым возвышая себя, как специалиста. Я также видел, как Юрий Михайлович использует группу смазчиков сборной, обвиняя и перекладывая на них вину за неудачные выступления спортсменов. Да, это молодые ребята, у которых нет большого международного опыта. Но они быстро учатся, перенимают знания, самоотверженно трудятся с раннего утра, переживают за результаты спортсменов. Конечно, они пока уступают сервис-группам ведущих стран, где используются самое современное оборудование и технологии.
Берите лопату в руки и работайте
– Тогда созрело решение идти в Национальный олимпийский комитет к главе дирекции спорта Ильсияру Канагатову?
– Да. Мы понимали, что у такой команды, в какую ее превращает Каминский, нет будущего. Рассказали Ильсияру Баймухамедовичу о нездоровой атмосфере в сборной. К примеру, проводим сбор в Алматы. Где Каминский? Участвует в семинаре в Сочи, а спортсменам дает указания по телефону.
Или отпросился со сборов в Москву к семье. Устал, говорит. А сам полетел в Финляндию к своим российским ученикам.
Получается, что, пользуясь авторитетом, человек начинает обманывать. Зачем нам такой раздражитель в команде? Что нам делать? В НОКе ответили: “Принимайте решение. Если сами справитесь, то “берите лопату и работайте”.
– Какой была реакция спортсменов из группы Каминского на разрыв контракта с их тренером?
– Летим в Чехию на этап Кубка мира, и я уже в аэропорту чувствую исходящий от них негатив. Спрашиваем: “Что такое? Рассказывайте”. – “Вы нашего тренера убрали, а у нас только результаты пошли”. Организовали собрание. Каждого по отдельности поднимаю. “Олжас Климин, какое место у тебя? 60-е? А у тебя, Волотка? 50-е? Тогда докажите прямо сейчас, что Каминского сняли зря, что он вам нужен”. На что мне ответили: “Да, мы покажем!”. Никто из них ничего не показал!
Спортсмены-”писаки”
– Что было дальше?
– Сначала оскорбления по WhatsApp и в соцсетях, а потом появилось письмо с неподтвержденными фактами. Я оскорблен и буду требовать отстранения от сборной тех, кто подписал это письмо. Меня ославили на весь русскоязычный мир, окрестив “дилетантом”, “тренером сомнительной репутации”. Удивляет и молчание федерации. Мне кажется, она должна была первой отреагировать на письмо, опровергнуть непроверенные данные.
– Спортсмены, подписавшие письмо, по-преж-нему числятся в сборной…
– Будем честны, это возрастные ребята. Их результаты уже на спаде. Я предоставил тренерскому сообществу графики выступлений наших спортсменов на этапах Кубка мира. Пик Величко приходится на 2010 год, когда с командой работал я, а Волотки – на 2012-й – при Владимире Сахнове. Если предполагать их дальнейшие планы, то Волотка живет в Омске, там у него родители, квартира. Так что понятно, куда он уедет после завершения карьеры.
То же самое с Величко. Квартира в Санкт-Петербурге, машина с российскими номерами. Значит, свое будущее связывает не с Казахстаном. Климин, насколько я знаю, переходит в биатлон.
Сейчас я работаю с теми, кто хочет тренироваться. Я радуюсь за Виталия Пухкало, Валерию Тюленеву, вижу их отношение к работе, стремление. А те спортсмены-”писаки”, по моему мнению, уже не чувствуют потенциала развития своих спортивных результатов. Да и желания напряженно и самоотверженно, как того требует жесткая конкуренция современного лыжного спорта, тренироваться у них, наверное, нет. Поэтому, завершая спортивную карьеру, хотят хлопнуть дверью, показать, что с ними поступили несправедливо, по возможности всех перессорить. Замечу, что все они, кроме Волотки, включены в состав штатной команды Казахстана по лыжным гонкам, но решили уйти на самоподготовку. Конечно, это их личное дело, но я не верю, что в таком случае они смогут добиться улучшения спортивных результатов.