Пора платить по бразильскому счету?

Так выглядел финиш прошлогодней австрийской гонки. Кто бы мог предположить, что финал нынешней сложится еще более драматичным?

Вернемся на несколько лет назад, в 1999 год, когда сияющий Рубенс Баррикелло сновал в Монце между боксами Stewart и Ferrari. Бразильская пресса словно взорвалась: бразильский пилот в Ferrari, команде, оказаться в которой многие гонщики почитают за великую честь! Теперь-то Рубиньо покажет кузькину мать Шумахеру, с которым ему уже не раз доводилось "скрещивать шпаги" в очном поединке на трассе! Уже были извлечены малость подзапылившиеся желто-зеленые флаги в ожидании скорых побед в гонках и -чем черт не шутит! - в чемпионате… Вместе с тем раздавались и другие голоса, они вопрошали: сможет ли Баррикелло претендовать на роль лидера в команде, в которой ездит Шумахер? Хватит ли у него воли противостоять сокрушительному психологическому и реальному давлению, жертвами которого пал не один напарник немца, который вдобавок изголодался по чемпионскому титулу? Не поспешил ли Рубенс покинуть столь гостеприимный к нему Stewart ради призрачного "журавля"?

Первый год Баррикелло в Ferrari оставил двойственной впечатление. С одной стороны, уже в первых гонках бразилец доказал, что способен быть достаточно близко к Шумахеру, отыграл у него один поул и очень неплохо выглядел в гонках, стабильно финишируя на подиуме. С другой стороны, отставание было не столь мало, чтобы его можно было принять за математическую погрешность. Да, он великолепно выиграл Хоккенхайм, но та победа была сродни победе Паниса в Монако-96: слишком много различных случайных факторов вплелось в нее. А главное, это произошло в отсутствие на трассе Шумахера. И в конечном счете, четвертое место Баррикелло в чемпионате все же не показывало его истинный уровень.

Освоившись в Ferrari, бразилец понял, что здесь он чего-то сможет добиться лишь своими собственными силами, не особо рассчитывая на команду. И пошел ва-банк: в Малайзии выступил с жесткой критикой в адрес Скудерии, которую редко позволял себе даже Эдди Ирвайн. После Бразилии стали ходить слухи, что не случайно весь уик-энд Баррикелло преследовали проблемы: это-де был небольшой урок, преподанный ему итальянцами. Страсти немного поутихли, но лишь затем, чтобы вновь накалиться в Австрии, где взбешенный решением команды, Рубенс демонстративно не подал руки Жану Тодту и на подиуме выглядел мрачнее тучи. Пресса тут же поспешила сделать выводы о грядущем увольнении, однако вскоре стало известно о новом контракте Ferrari с бразильцем - правда, опять всего лишь на год. Но кто знает, только ли проблемы, настигнувшие Баррикелло в последних гонках 2001 года, помешали ему выйти на второе место? Кто знает, что было бы, если бы ему достались те злополучные два очка, которые волевым решением получил Шумахер?

Вот что было за плечами Баррикелло, когда он вышел на старт нового сезона. Вполне естественно, что многие уже сбросили его со счетов как реально способного бороться за чемпионство пилота, и его решительные предсезонные заявления воспринимались со снисходительной усмешкой, как обычный ежегодный треп Култхарда. Однако с первой же гонки бразилец заставил недоброжелателей прикусить языки. Поул в Австралии, борьба за победу в Малайзии, лидерство в Бразилии… И три схода подряд. У кого угодно опустятся руки. Однако снова: блестящее второе место в Имоле, отличные перспективы в Испании, поул в Австрии… И снова все рушится. Невероятно: Ferrari не может тронуться со старта в Барселоне! Непостижимо: отличная гонка в Шпильберге сломана за пару метров до финиша! Вновь, как и год назад - та же трасса, почти та же ситуация… но он первый.

Давайте смотреть на вещи трезво: как ни парадоксально, при всех неудачах в нынешнем году, это лучший сезон Баррикелло в Ferrari. В Австрии он показал, что может выигрывать не только в благоприятных условиях, не только на мокрой трассе, не только в отсутствие соперников. Он показал, что может выигрывать, даже когда все идет наперекосяк, даже при отсутствии внимания команды, которая порой словно играет на чужом поле. Возможно, мотивации ему добавил двухлетний контракт со Скудерией? Возможно, некоторые пункты в нем позволяют Рубенсу рассчитывать в следующем сезоне на бо'льшую свободу действий.

А еще Австрия показала Шумахера, который сомневается. Шумахера, которого давно уже никто не обыгрывал вчистую. Конечно, он по-прежнему отличный пилот, и вряд ли одна гонка сломит его мотивацию, но что если подобное будет продолжаться регулярно? И раз от раза Баррикелло издевательски будет пропускать его буквально на колесо перед финишем, подчиняясь командным приказам? Сколько шума было совсем недавно о приходе Монтойи в Ferrari - но что мы видим теперь? Баррикелло спокоен, Баррикелло мотивирован, Баррикелло великодушен - Монтойя нервничает, проваливает гонки, хотя при всем при этом очков у него в два раза больше, чем у бразильца. И все словно забыли, как хитроумны порой и многоходовы стратегические комбинации Скудерии, и нельзя исключать возможности, что именно на Баррикелло итальянская конюшня решила сделать ставку, как на преемника Шумахера.

Вопрос скорее в другом: выдержит ли Баррикелло возможное бремя лидерства? Я не зря проводил параллели с Култхардом. Вспомните, как шотландец выглядел в свои первые годы в Формуле-1, когда номинально был вторым номером в Williams, а затем в McLaren. Он также регулярно обгонял своих партнеров, а в 1997 году выглядел очевидно предпочтительней своего напарника Мики Хаккинена. Теперь мечта Дэвида сбылась, он реально лидер в своей команде, пусть она и не так сильна, как раньше. Что с ним стало? Он заметно нервничает по поводу юного Райкконена, понимая, что это потенциальный кандидат на место первого пилота, а кризис в McLaren не вечен. Никто не может гарантировать, что в Ferrari не сложится подобная ситуация, ведь не зря сейчас в Sauber пестуют Массу. Вряд ли его возьмут в Скудерию в ближайшие годы, но ведь я уже говорил, что комбинации итальянцев порой замысловаты...

Ясно одно: спокойной жизни у Шумахера в этом году не будет. Пусть очковое преимущество его над напарником и велико, но психологический перевес явно на стороне Баррикелло. А впереди еще добрых две трети сезона.