Само понятие “вектор развития” чуждо для наших футбольных клубов. Тут больше подходит “флюгер развития”. Куда дунет ветер перемен, туда он и повернет. Разницу в атмосферном давлении формируют акимы, которые делятся на два вида – футбольные и не футбольные. От любви главы региона к “спорту номер один” зависит бюджет клуба, а следовательно, и задачи на сезон. При достаточной финансовой поддержке акимов и состав формировать легче, заманивая футболистов в команду длинным тенге, и в еврокубках можно засветиться. “Флюгер развития” поворачивается лицом к Европе. Урежет аким средства, и “флюгер” уже повернется к Европе своей пятой точкой.
“Кайрат” в этом плане стоит особняком, от местных властей он не столь зависим. Более того, алматинский клуб сам способен влиять на многие футбольные решения. К примеру, именно ради “Кайрата” и его нового спонсора “КазРосГаза” Федерация футбола Казахстана (ФФК) в декабре 2011 года наплевала на спортивный принцип и оставила команду, занявшую предпоследнее место, в премьер-лиге.
– В основе данного решения – беспрецедентный факт значительного вложения средств в футбольный клуб со стороны бизнес-структуры и соответствующая разгрузка государственного бюджета… Финансовая состоятельность и гарантированное финансирование клуба на протяжении всего сезона являются сегодня, кроме спортивного принципа, важнейшим критерием участия команды в чемпионате страны, – оправдывал ту ситуацию первый вице-президент ФФК, а ныне еще и ее генеральный секретарь Каныш АУБАКИРОВ.
В 2013 году прямо по ходу сезона “Кайрат” настоял на изменениях в действующий регламент премьер-лиги, добавив количество легионеров в заявку на матч.
“Вектор развития” – это не только его конечная точка, но и методы ее достижения, курс, который в “Кайрате” не стабильный, а плавающий. “Кайрат” всегда грезил чемпионством и групповой стадией еврокубков. Однако всегда находились более удачливые конкуренты: сначала “Шахтер”, теперь “Астана”. Три года в алматинском клубе ждали результата от Владимира Вайсса. Три года поддерживали его в порой истеричной “войне” с “Астаной”. Три года терпеливо давали шанс. Словак понимал, что на выходе должно быть первое место в премьер-лиге. Но…
После Вайсса в клубе как будто решили, что три года для тренера – слишком большой срок и рубить головы надо при первых признаках кризиса, дабы не запустить болезнь. Александр Бородюк, который, как оказалось, тренер уровня сборной, покинул “Кайрат” уже спустя три тура. Сменивший его Кахабер Цхададзе на багаже Вайсса повторил достижения и ошибки своих предшественников – финал Кубка, Суперкубок, второе место в премьер-лиге, слабая работа в межсезонье и невразумительный старт в чемпионате. Цхададзе вполне мог заказывать билеты домой еще в первых числах мая после поражения в Атырау. Но потом его команда сыграла удачно в Кубке, начала побеждать в чемпионате, и тренеру выдали индульгенцию. Как выяснилось, до второго поражения.
А что и кто дальше? А дальше “поиск главного тренера, который имеет опыт работы с молодыми командами”. Таким стал Карлос Алос Ферер, за плечами которого академия “Оңтүстік” в Шымкенте, юношеская сборная Казахстана (до 17 лет), а также детский футбол Испании, Гонконга, Польши. А, стоп! Чуть не забыл про десять матчей и одну победу в первой взрослой польской лиге с “Погонью”. Это действительно тренер под задачи “Кайрата”? Ведь был уже в 2012-м другой испанец с подобными характеристиками – Хосе Перес Серер, который привез с собой “выдающихся” Эредию, Сауто и Оскара. Вот те самые “псевдофутболисты”, которых каждый сезон рекомендуют “псевдоселекционеры”, не меньшие “бизнесмены в футболе”, чем те, с кем “нам не по пути”.
Алматы