Павел Леус: В Литве молодежь выбирает более высокооплачиваемые, чем футболист, профессии

В преддверии первого в сезоне матча национальной команды Казахстана против сборной Литвы, который состоится 27 марта в Алматы, “КАРАВАН” побеседовал с экс-голкипером этой сборной и ФК “Алма-Ата” Павлом Леусом.

Кризис и легионеры

Литовский футбол переживает сегодня не лучшие времена, – говорит Леус. – Все футбольное хозяйство в стране нужно приводить в порядок. Сборная – это верхушка пирамиды. В последнем отборочном цикле чемпионата Европы она набрала всего одно очко. Конечно, группа была тяжелой – Украина, Португалия, Сербия. Но ведь мы и Люксембург не обыграли.

– В чем причина такого кризиса?

– В двух словах не опишешь. Если говорить конкретно про сборную, то выбор игроков у главного тренера Вальдаса Урбонаса невелик. Главная причина этого заключается в отсутствии лимита на легионеров из стран Евросоюза. Случается, что в матчах чемпионата на поле выходят всего два-три литовца. Возникает парадокс – футболист сидит в запасе в местном клубе, но играет в основном составе сборной. Раньше такого не было. В лучшие годы костяк первой команды Литвы составляли игроки, выступавшие в европейских чемпионатах.

– Неужели в Литву едут настолько сильные легионеры, что местные игроки не выдерживают конкуренции с их стороны?

– Из Европы футболисты подчас готовы ехать даже за копеечные контракты, но чтобы играть в высшем дивизионе. Здесь они надеются быстрее засветиться, чем в 3–4-й лигах своих стран, и дальше выйти на более высокий уровень. Литовская же молодежь предпочитает более высокооплачиваемые, чем футболист, профессии, многие уезжают работать за границу. Оттого появляются проблемы не только во взрослой, но и в молодежной, юношеской, юниорской сборных.

Клубы и Чебурин

– Между тем Литва заметно поднялась в клубном рейтинге УЕФА.

– Марку поддерживает “Судува”, которая три года подряд едва не попадала в групповой этап Лиги Европы. В ней собраны неплохие легионеры, которым поставил хорошую игру ваш тренер Владимир Чебурин. В команде сложился отличный коллектив, налажена дисциплина. Тем не менее и в клубном футболе проблем хватает. К примеру, сегодня стартует чемпионат Литвы в высшем дивизионе, но в нем сыграют всего 6 клубов, хотя всегда было как минимум 8.

– Литовские клубы существуют на частные деньги или, как в Казахстане, финансируются из госбюджета?

– У нас нет ни одной команды, которая бы целиком обеспечивалась из городской казны. К примеру, клуб “Тракая”, который занял в прошлом году 3-е место, живет на средства мецената. Команду из Каунаса содержит баскетбольный “Жальгирис”. Но в любом случае без определенного влияния городского совета не обойтись. И это тоже минус – не каждый мэр готов поддерживать футбол.

Сборная и Симеоне

– Вы совсем немного, но все-таки поиграли в сборной Литвы…

– Да, это было в 1999 году. Так сложилось, что основной вратарь Гинтарас Стауче был травмирован, с его сменщиком тоже что-то случилось, а я как раз играл в молодежке. Наверное, поэтому меня и пригласили. Положа руку на сердце, понимаю, что не был вратарем уровня сборной. Хотя, когда заиграл в “Алма-Ате” и был на виду, появились мысли, что могут снова вызвать в национальную команду. Но в Литве тогда на казахстанский футбол мало обращали внимание.

– Ваш самый запоминающийся матч наверняка в Буэнос-Айресе против сборной Аргентины, который завершился со счетом 0:0?

– Да. Это была товарищеская игра. Мы приехали, скажем так, экспериментальным составом – в основном молодежь да игроки из литовского чемпионата. Для аргентинцев же та игра была последней перед Кубком Америки, поэтому в ее составе были одни звезды – Симеоне, Ортега, Хуан-Роман Рикельме, Хавьер Дзанетти. Не принижая наших заслуг, скажу, что хозяева, возможно, где-то береглись, чтобы не получить травму перед турниром, в каких-то моментах нам повезло. Сейчас, особенно на фоне нынешнего состояния дел в литовском футболе, ничья с аргентинцами, конечно, выглядит чем-то фантастическим. Дай бог, чтобы те времена вернулись.

“Жетысу” и “Алма-Ата”

– В 2004 году вы оказались в Казахстане, хотя Европа была гораздо ближе.

– Перед этим меня пробовали устроить в Польше, я немного поиграл в российском “Факеле”. Но я не был вратарем топ-уровня, чтобы мной интересовались все подряд. Я провел два сбора с “Жетысу”, но не остался в Талдыкоргане, поскольку меня не отпустили из Воронежа. Там была странная ситуация – и денег не платили, и уходить из команды не давали. К счастью, все закончилось хорошо для меня. В “Алма-Ате” тогда уже играл Андрюс Срюбас, с которым мы были знакомы по “Факелу”. Мне сказали, что казахстанской команде нужен вратарь. Поехал на просмотр, и меня взяли.

– “Алма-Ата” в то время делала первые шаги в большом футболе, чаще про­игрывая, чем побеждая…

– Для вратаря это даже лучше. В команде, не хватающей звезд с неба, легче себя проявить.

Кубок и Паулиньо

– В чем причина взлета команды в 2006 году, когда она заняла 5-е место и вы­играла Кубок Казахстана?

– В клубе стало больше порядка. Выросло финансирование, что позволило пригласить сильных футболистов. Сложился боевой коллектив. Молодежь стремилась утвердиться в футболе, опытные игроки в этом помогали. Лидером в команде был ее капитан – Андрей Травин. Прислушивались к Виктору Ковалеву, Жафару Ирисметову. Последний устроил бенефис в финале Кубка Казахстана против “Астаны”: редко кому удается забить в решающем матче три мяча. Сейчас общаемся с ребятами из той команды в соцсетях. Я знаю, чем они занимаются, они знают о моих делах. Когда “Астана” приезжала в Литву на еврокубковый матч, встречался с Григорием Бабаяном, который в то время работал тренером в столичном клубе.

– Летом 2007-го “Алма-Ата” дебютировала в Кубке УЕФА, но ее ворота защищал уже другой голкипер.

– На мое место пригласили молдаванина Андрияна Богдана. Вероятно, посчитали, что на еврокубки нужен вратарь выше классом, чем я. Конечно, был расстроен. Вернулся в Литву, где посчастливилось поиграть с будущей звездой сборной Бразилии Паулиньо. Ему тогда было 19 лет. Потом уже он будет выступать за английский “Тоттенхэм”, испанскую “Барселону”, сейчас играет в Китае. Я же осенью 2007 года еще появился в “Алма-Ате”, после чего уехал в “Насаф” из Карши.

Узбекистан и “4Keepers”

– Вы несколько сезонов провели в чемпионате Узбекистана. Можете сравнить футбол в этой стране и в Казахстане?

– В Узбекистане футбол техничнее, в нем больше импровизации. В Казахстане же преобладает силовой футбол, технично на промерзших полях не поиграешь. Кроме того, уровень сборной Узбекистана в то время, на мой взгляд, был повыше казахстанской, пусть она тоже звезд с неба не хватала.

– Вы играли почти до 40 лет. Чем занимаетесь сейчас?

– Тренирую вратарей разных возрастов в Балтийской футбольной академии в Вильнюсе. В этом сезоне наша команда будет играть в первой лиге чемпионата Литвы. Помимо этого, являюсь представителем польской фирмы “4Keepers”, которая реализует вратарскую экипировку. Среди моих клиентов, к примеру, новичок карагандинского “Шахтера” Давид Юрченко – обладатель Кубка России в составе “Тосно”. Думаю, что он поможет в этом сезоне как своему новому клубу, так и сборной Армении, за которую получил предложение выступать.

Алматы