НПК: Колядин не посчитал нужным сообщить о своем здоровье

В декабре прошлого года единственный в истории казахстанского спорта зимний паралимпийский чемпион, лыжник Александр Колядин, сдал положительный допинг-тест. В его пробе был выявлен мельдоний. 48-летний спортсмен дисквалифицирован на 3 года. В материале “Отечественный параспорт в центре допингового скандала” (см. “КАРАВАН”, № 9 от 5 марта 2021 г.) редакция задала вопросы Национальному паралимпийскому комитету (НПК), на которые получила официальный ответ.

В первую очередь НПК прояснил, как запрещенная субстанция попала в организм спортсмена. “Александр Колядин по собственной инициативе обратился в частном порядке за медицинской помощью. Спортсмен в этот момент находился у себя по месту проживания. Ему назначили курс лечения, который он прошел, однако о нем не уведомил ни личного тренера, ни спортивного врача. 9 декабря у него была взята проба, выяснено, что в назначениях от частного врача был запрещенный препарат мельдоний. Об этом спортсмен узнал, когда у него выявили результаты пробы”.

В Национальном паралимпийском комитете считают, что спортсмены – достаточно взрослые и самостоятельные люди, чтобы следить за собой вне сборов. Врачи же, по мнению НПК, не обязаны контролировать каждый их шаг.

“В рамках противодействия допингу стоит задача обеспечить соблюдение спортсменами принципа чистого спорта. При этом не стоит вопрос о тотальном контроле за жизнью спортсменов. Спортивные врачи обеспечивают медицинское сопровождение членов НСК (национальные сборные команды. – Прим. ред.) во время спортивных мероприятий. Спортсмены проходят углубленный медицинский осмотр в ЦСМиР (Центр спортивной медицины и реабилитации. – Прим. ред.), который, в свою очередь, обеспечивает их лекарственными средствами. Совместно с антидопинговым центром проводятся регулярные семинары со спортсменами и тренерами. Во внесоревновательный период спортсмены обращаются за медицинской помощью в учреждения здравоохранения по месту жительства. При этом в целях собственной безопасности им рекомендовано согласовывать со спортивными врачами все принимаемые медикаменты. Но в конечном счете ответственность за применение допинга лежит на самом спортсмене.

В данном случае действия Александра Колядина не были согласованы с врачом сборной команды.

То есть спортивный врач не назначал медицинские препараты, содержащие запрещенные субстанции, и не был уведомлен о факте их применения Колядиным.

В целях обеспечения медицинского сопровождения членов национальных сборных команд в количестве 484 человек привлечены 8 врачей”.

“Врачи национальных сборных сопровождают спортсменов на каждом учебно-тренировочном сборе, на республиканских соревнованиях и на международных выездах, – добавили в НПК. – Эта ситуация произошла вне спортивного календаря массовых мероприятий, то есть спортсмен находился по месту проживания. Врач находится на дистанционном мониторинге и всегда доступен. Однако спортсмен не посчитал нужным сообщить о своем здоровье”. "Всевышний даст мне еще одно испытание, но я его пройду": потерявший ногу из-за мажоров чемпион

Какие выводы из случившегося сделает НПК? Ведь случай с Колядиным – не первый в отечественном параспорте.

В 2019 году был дисквалифицирован другой известный параатлет – знаменосец на двух Паралимпиадах пловец Ануар Ахметов, ежегодно попадаются на допинге пауэрлифтеры.

“Проанализировав текущую ситуацию, Национальный паралимпийский комитет РК сделал вывод, что даже опытный спортсмен не всегда придает достаточное значение вопросу контроля за принимаемыми медикаментами, легкомысленно полагаясь на то, что в них не должно быть запрещенных субстанций. И наша задача путем тренингов и лекций донести до каждого спортсмена важность самоконтроля в вопросах борьбы с применением допинга. Национальный паралимпийский комитет придерживается строгой политики нулевой терпимости в вопросах применения допинга”.