Нищий “Кайрат”, конфликты клубов с федерацией, “чужая” сборная: каким был казахстанский футбол 10 лет назад

К примеру, в 2010 году “Кайрат” был настолько беден, что его футболисты публично просили денег у главы государства, а погрязший ныне в долгах и вылетевший в первую лигу “Актобе” тогда доминировал в премьер-лиге (КПЛ). Клубы в открытую конфликтовали с федерацией (ФФК), а за сборную Казахстана выступали натурализованные игроки из России и Германии.

Закат “Востока” и закрытые двери

В сезоне-2010 КПЛ перешла на формат с 12 командами и двумя этапами. Эта система оказалась стабильной и в целом выдерживалась на протяжении нескольких лет. До нее состав участников казахстанского высшего дивизиона был “плавающим”. В 2008 году в нем играли 16 команд, в 2009-м – 14. Не всегда формирование КПЛ проходило по спортивному принципу. Например, к сезону-2010 из-за долгов не был допущен “Восток”. Усть-каменогорский клуб сослали в первую лигу, а вскоре он и вовсе прекратил свое существование.

Впрочем, будь ФФК принципиальна в вопросе клубов-должников, КПЛ не набрала бы в 2010-м и 12 участников.

Скандальной получилась история, связанная с вице-чемпионом “Локомотивом”. Столичная команда не рассчиталась с тренерами и футболистами.

Самые принципиальные из них – Сергей Юран, Егор Титов, Андрей Тихонов – молчать не стали. И если первый просто ушел с поста главного тренера, то с двумя другими бывшими звездами московского “Спартака” в клубе поступили очень некрасиво. Когда те, имея на руках действующие контракты, прилетели в Турцию на предсезонные сборы, перед ними просто захлопнули двери отеля. Тем не менее “Локомотив”, который через год сменит название на “Астану”, без каких-либо проблем был включен в КПЛ-2010.

Хамство и “газовые” деньги

Допустили к сезону и “Кайрат”, который еле-еле сводил концы с концами. Команда с трудом наскребла денег на вступительный взнос, а домашние матчи вместо Центрального стадиона проводила на более бюджетных аренах – нархоза и “Динамо”.

Доведенные до отчаяния футболисты набрались смелости и рассказали о своих проблемах в открытом письме самому Президенту РК.

“Уже через пару недель начнется учебный год, а нам не на что детям тетради купить, не говоря уже о школьной форме, – писали игроки популярного клуба. – За весь сезон нам выдали один комплект тренировочной экипировки и по паре кроссовок”.

Руководство “Кайрата” за такой поступок своих футболистов по головке не погладило. “Просить деньги у Президента – это просто хамство”, – заявил курировавший команду советник акима Алматы Павел Новиков. Ребят оштрафовали, а самым недовольным урезали призовые.

Футболистам чуть-чуть не хватило терпения. Буквально через пару недель завершились многомесячные переговоры между “Кайратом” и компанией “КазРосГаз”. Клуб получил от спонсора около двух миллионов долларов. Совсем скоро “Кайрат” вступит в новую эпоху своего развития, а пока он бился за выживание. Чемпионат алматинцы завершили на 10-м месте, решив вопрос с пропиской в КПЛ только в предпоследнем туре.

Золото “Тобола” и тренеры-легионеры

Судьба же золотых медалей решилась лишь в заключительный день. Хотя еще месяца за два до финиша сезона сомнений в чемпионстве “Тобола”, казалось, не было. В сентябре костанайцы, разгромив на своем поле ближайшего преследователя – “Иртыш” (4:0), оторвались от него на 10 очков, а от “Актобе” – на 12. Однако после этого в результатах лидера наступил провал. В 5 следующих турах “Тобол” набрал всего два очка. Апофеозом стало домашнее “унижение” от актюбинцев (2:5), после чего те сократили отставание от костанайской команды до одного очка. Тлекбек Акпаев: К нам приехала делегация УЕФА, а тут такой скандал

Игроков “Тобола” даже обвинили в сдаче того матча. Но, выиграв три оставшиеся встречи, команда удержалась на первой строчке и впервые в своей истории стала чемпионом Казахстана.

Привел “Тобол” к исторической (и по сей день единственной) победе россиянин Равиль Сабитов. Вообще, иностранных наставников в клубах КПЛ было как никогда много – 7 человек. Правда, по ходу сезона в большинстве команд главные тренеры сменились, и “своих” стало вдвое больше, чем “чужих” – 8 против 4. Однако ведущие коллективы доверяли все же легионерам. Кубок Казахстана, не пропустив за весь турнир ни одного мяча, завоевал “Локомотив”, ведомый немцем Хольгером Фахом, а в сборной трудился его соотечественник Бернд Шторк.

Немецко-российская сборная

Шторк принял сборную Казахстана в октябре 2008 года, после того как она с Арно Пайперсом проиграла два матча подряд в отборочном турнире ЧМ-2010. Немецкому специалисту, ранее работавшему с молодежкой, дали полный карт-бланш. Тот под предлогом обновления сборной убрал из команды авторитетных ветеранов, после чего потерпел в 7 оставшихся матчах квалификации 6 поражений, большинство из которых – с крупным счетом.

Поняв, что ставка на молодежь не сыграла, ФФК провозгласила новый курс. Она начала активно работать на немецком рынке, выискивая и уговаривая футболистов, имеющих казахстанские корни.

Так, в сборной появились Генрих Шмидтгаль и Сергей Каримов. Помимо этого началась выдача казахстанских паспортов российским футболистам, которые, по утверждению чиновников, чуть ли не сами просились в нашу сборную – Алексею Попову, Казбеку Гетериеву, Михаилу Рожкову. Шторку поставили задачу: осенью 2010-го в четырех отборочных матчах ЕВРО-2012 взять три очка. Сборная все эти встречи проиграла, не забив ни одного мяча, и Шторка торжественно отправили в отставку.

Рассеянный “Атырау” и “негодяй” Кучма

Не снискали славы на международной арене и наши клубы. Из четырех представителей казахстанского футбола только “Актобе” прошел первый раунд. Самым скандальным получился вылет из Лиги Европы “Атырау”. “Нефтяники” выставили на первый матч против венгерского “Дьёри ЭТО” своего новичка Градимира Црногораца. Однако босниец, как выяснилось, не имел права играть из-за дисквалификации, и “Атырау” было засчитано техническое поражение со счетом 0:3. Глава Национальной футбольной лиги Михаил Гурман в телеинтервью обвинил клуб в невнимательности. В “Атырау” за ответом в карман не полезли. Пресс-служба заявила, что делегированный федерацией на этот матч Гурман “не участвовал даже на совещании перед игрой, так как в то время почивал на гостиничной кровати”.

Сезон-2010 вообще был богат на пикировки клубов и федерации.

В то время в состав ФФК входила экспертная комиссия, которая “стояла на страже соблюдения принципа “Fair Play” и рассматривала любые случаи неспортивной борьбы”. Так вот, членам этой комиссии показалось странным, что защитник “Окжетпеса” Александр Кучма в матчах против “Кайрата” и “Тобола” привез в свои ворота пенальти, а в игре с костанайцами еще и с поля был удален. Налицо факт отсутствия “должной спортивной борьбы”. Эксперты рекомендовали “Окжетпесу” избавиться от такого футболиста. Клуб ответил отказом. “Мы сами в состоянии оценить качество игры своих футболистов и в помощи федерации не нуждаемся”, – парировал главный тренер Сергей Герасимец. Однако ФФК не собиралась признавать свое поражение и заняла принципиальную позицию. Кучме пришлось-таки пропустить остаток сезона.

Ультиматум “нефтяников”

“Атырау” запомнился и другим конфликтом с федерацией.

ФФК оштрафовала клуб на 3 очка за долги перед прежним главным тренером Виктором Пасулько и полузащитником Владимиром Вуйовичем.

Однако “нефтяники” возмутились таким решением. Они заявили, что, во-первых, футболист, не сыгравший ни одной минуты, никакого контракта с клубом не подписывал, поэтому и денег требовать не вправе. Во-вторых, тренер покинул команду в нарушение всех трудовых законов, а заявление о своем увольнении прислал по факсу. В-третьих, если КДК не изменит своего решения, то клуб может быть расформирован. Федерация вернула “Атырау” 3 очка.

Вот таким насыщенным получился 2010 год для казахстанского футбола. В нем были также тяжба между “Актобе” и “Шахтером” за “лимитчика” Аслана Дарабаева, отказ УЕФА “Локомотиву” в участии в еврокубках, смерть в раздевалке перед матчем бразильского игрока “Иртыша” Роберта, открытие под Талгаром учебно-тренировочной базы национальных сборных Казахстана и многое другое.