Так считают практически все, кто имеет непосредственное отношение к большому спорту - функционеры, тренеры, судьи, атлеты. Они понимают, что без Махмутова наши боксеры на следующих Олимпийских играх 2004 года могут остаться не то что без золота - даже без бронзы.
В любом виде спорта, где исход соревнования зависит от мнения судей, успех спортсменов любой страны напрямую зависит от влияния ее представителей в Международной федерации. Например, несколько лет назад бывший главный тренер молодежной сборной Давид Кастоев, подготовивший более десятка медалистов юниорских чемпионатов мира, откровенно заявил:
- Итоги наших выступлений на мировых первенствах зависели от того, был на этих соревнованиях Бекет Махмутов или нет. Нас не надо тащить за уши в призеры. Главное, чтобы судьи не беспредельничали. А это, честно говоря, возможно лишь тогда, когда рядом Махмутов.
На Олимпийских играх в Сиднее Бекет Сапабекович ежедневно отслеживал действия каждого бокового судьи, обслуживавшего боксерский турнир. В досье Махмутова было все: кто кому симпатизирует, кто пытается "сплавлять" казахстанских боксеров, а кто, наоборот, относится доброжелательно. Обладая этой информацией, он каждые сутки делал все, чтобы на бои с участием сильнейших наших атлетов не назначали враждебно настроенных к ним судей. По словам помощника Махмутова, их рабочий день заканчивался, как правило, глубокой ночью. А уже утром надо было обязательно быть на соревнованиях, чтобы чего-нибудь не произошло.
Даже такой влиятельный функционер, как вице-президент Международной федерации любительского бокса турок Доганели, ничего не смог предпринять, когда в четвертьфинале лидеру сборной Турции Рамазу Палиани пришлось боксировать с казахстанцем Бекзатом Саттархановым. Та битва закончилась со счетом 12:11 в пользу Бекзата. А ведь в судейском арсенале есть масса хитростей, с помощью которых можно технично наказать боксера и дать ему предупреждение. Один раз рефери сделал такое предупреждение - два штрафных очка, второй раз - еще два очка.
Теперь - о финальном олимпийском бое между Ермаханом Ибраимовым и румыном Марином Симионом. Ермахан победил со счетом 25:23. В таком напряженном бое судьи тоже могли покуролесить. Но Махмутов этого не допустил.
И это лишь пара примеров того, каким важным козырем казахстанского спорта является наш вице-президент Международной федерации любительского бокса.
Почему Махмутов решил уйти? При нашей последней встрече в ответ на вопрос: "Как дела?" - он сказал как-то обреченно:
- Откровенно говоря, я устал ходить с протянутой рукой и биться за бокс, как будто это мое частное дело. После олимпийского триумфа в Сиднее, двух золотых и двух серебряных медалей, я надеялся, что бокс - наше государственное достояние - получит мощную поддержку. Но этого не только не произошло, а наоборот, стало еще хуже.
1 октября 2000 года. Сидней. Вице-президент Международной федерации любительского бокса (АИБА) Бекет Махмутов (слева) перед вручением лучшему боксеру Олимпиады россиянину Олегу Саитову Кубка Вала Барбера. Крайний справа - президент АИБА Анвар Чаудри.