Наблюдая за событиями последних недель, весь мир убедился, что президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев, мягко говоря, не пользуется большим авторитетом в Международном олимпийском комитете.
Сколько бы ни тряс он кулаками, заявляя, что не даст в обиду российских спортсменов, ничего у него так и не вышло. А своим непродуманным давлением на тренеров и приказами опротестовывать результаты в фигурном катании, лыжных гонках, фристайле и хоккее он только выставил на посмешище всю свою страну, которую Олимпийский комитет России представлял в Солт-Лейк-Сити.
В спорте никогда не было, нет и не будет равноправия. Очень многое зависит от авторитета представителей той или иной страны в коридорах высшей спортивной власти.
В советские времена судьи делились на представителей "восточного" и "западного" блоков. В 90-е годы появились другие "формирования". Их цель - борьба за влияние, за общие интересы. Естественно, если интересы не пересекались, то стороны искали компромиссные пути решения спорных вопросов.
Минувшая Олимпиада дала множество примеров избирательного отношения федераций по ряду видов спорта к представителям разных стран. Помните, перед женской эстафетой российская команда не была допущена к старту из-за того, что у Ларисы Лазутиной количество гемоглобина в крови превысило предельно допустимую норму. Спустя несколько дней неприятность с гемоглобином случилась с Йоханном Мюлеггом, выступающим под испанским флагом. Мюлегга допустили к старту после того, как он предоставил справку от врача. Оказывается знаменитый атлет страдает диареей, а если проще, то поносом. Мол, Йоханн принимал таблетки и они, заразы, повысили содержание гемоглобина в крови.
Ну а мировые рекордсмены по конькобежному спорту просто не могут обходиться без стимулирующего коктейля, потому что они все поголовно - астматики! Впрыснул дозу за шесть-восемь минут до старта - и порядок. Остальным этот коктейль принимать нельзя из-за... анаболического эффекта.
Но все-таки эти примеры - примеры сверхвлияния американцев, немцев, канадцев, голландцев и испанцев в некоторых международных федерациях. Но, помимо этого, возникает еще масса мелких, рабочих спорных моментов, которые тоже влияют на результат.
Так вот, глядя на беспомощность российских функционеров, поневоле вспоминаешь Бекета Махмутова, нашего вице-президента в Международной федерации любительского бокса. Все мы видели, что в финале на Олимпиаде в Сиднее Бекзат Саттарханов был сильнее восходящей звезды американского спорта "Рокки" Хуареса. Проиграв бой на ринге, американцы подали протест и решили добыть золото, используя все свое влияние в функционерских кругах. Но как они ни били себя в грудь, демонстрируя свою крутизну, Бекету Махмутову удалось отстоять трудовое золото нашего парня. И таких примеров из функционерской деятельности Бекета Сапабековича можно привести очень много.
Радует, что начинает появляться международный авторитет у руководства Футбольного союза Казахстана. Казалось бы, президентам футбольных федераций Германии, Испании, Франции, Швейцарии нет никакого резона вступаться за наш футбольный союз и добиваться его принятия в УЕФА - Союз европейских футбольных ассоциаций. Тем не менее казахстанские функционеры сумели добиться авторитета и уважительного отношения к себе. Дай Бог, чтобы такого уважения к себе президент Футбольного союза Казахстана Рахат Алиев достиг и на своем другом посту - посту президента Национального олимпийского комитета...
Естественно, если у нас не будет классных спортсменов, то никакое функционерское влияние им не поможет. Но в то же время примеры российской фигуристки Ирины Слуцкой, шорт-трековика Ким Дон-Суна и других очень убедительно показали, как можно технично отнять золото даже у сильнейшего, когда за него некому всерьез вступиться.
На снимке: россиянка Ирина Слуцкая убеждена, что у нее просто украли олимпийское золото