“Нет ни одного матча, в котором тебя не оскорбят”. откровения девушки – футбольного судьи

Еркежан Бараева – одна из первых, кто работал тогда в Казахстане на матчах мужских футбольных турниров.

Искусство свистеть в свисток

– В судейство я попала совершенно случайно, – рассказывает Еркежан, которая под девичьей фамилией Нурпеисова отсудила в качестве ассистента в 2012–2013 годах порядка двух десятков матчей первой лиги и турнира дублеров премьер-лиги. – После окончания школы хотела поступить в университет, но недобрала баллов до гранта. Возможности же оплачивать учебу у нас не было. Решила пойти работать. Мама как-то пристроила меня на стажировку в спортивную редакцию 31-го канала. Футбол я любила с детства, постоянно играла с пацанами на улице, поэтому тема мне была интересна. Однажды мой дядя увидел объявление о наборе в школу молодого арбитра и записал меня туда вместе с братом и другом. Я пошла на эти курсы, скажем так, в целях просвещения. Посчитала, что мне, как спортивному журналисту, это будет полезно.

– Кто вел курсы?

– Николай Левников. Он тогда возглавлял департамент судейства и инспектирования Федерации футбола Казахстана. Николай Владиславович – не только профессионал, но и человек, который может по-настоящему заинтересовать. Оказывается, свистеть в свисток – целое искусство. Если фол несерьезный, то игру надо остановить резким коротким свистком. Если нарушение тянет на карточку, то свистеть надо протяжно. Есть и другие нюансы, которые я узнала уже на собственном опыте.

– Например?

– Как быстро успокоить футболистов, собирающихся подраться? Был случай на матче дублеров “Кайрата” и “Ордабасы”. Два парня столкнулись и начали выяснять отношения. Я забегаю между ними и пытаюсь их остановить. Тут появляется еще один, бьет другого ногой, и начинается заварушка. Меня кто-то толкает, я падаю, флажок отлетает. Подбегает главный судья, и ко мне: “Кому давать красную карточку, кому желтую?”. А я в шоке! Впервые с таким столкнулась. Позже опытные коллеги подсказали мне, что делать в этой ситуации.

Надо вставать между игроками и раскрывать флажок на уровне их глаз, чтобы не было зрительного контакта.

Если они не будут друг друга видеть, то быстро остынут.

Высокая, красивая, умею бегать

– После окончания курсов с нетерпением ждали первого назначения?

– Нет. Я же не собиралась работать арбитром. Получила сертификат, который давал право судить матчи детских команд, и сказала до свидания. Но Левников уговорил остаться. Более того, предлагал пойти не в ассистенты, а в главные: “Ты – казашка, высокая, здоровье есть!”. В судействе – свои параметры. Ты должен быть высоким, опрятным, красиво бегать. Если ты маленького роста, то стать главным рефери у тебя нет шансов. Я же, наверное, испугалась ответственности, которая есть у арбитра в поле. Ну и один случай сыграл свою роль.

– Что за история?

– Меня сразу, без опыта поставили главным судьей на игру детских команд. Я вышла на поле и всё забыла, хотя и экзамен, и видеотесты сдала на пятерку. В итоге растерялась, допустила миллион ошибок. Во время замены не остановила игру. Начался хаос. Дети в шоке, тренеры готовы меня убить. Со слезами на глазах пришла к Левникову. Он удивился: “Кто додумался поставить тебя главным? Надо было поднабраться опыта ассистентом. Попробуй еще”. Но я после такого стресса уже не решалась выходить главным.

Самое мягкое выражение

– Всегда поражался, как судьи справляются с постоянным давлением трибун, тренеров, футболистов?

– В судействе остаются те, у кого есть самоирония, хорошее чувство юмора. Иначе ты психологически сломаешься. Нет ни одного матча, в котором тебя не оскорбят. Причем даже дети или их неадекватные родители. У меня был случай. Один мальчик толкнул другого плечом в пределах правил. Тот упал. На поле выбежал родитель и ударил 10-летнего мальчика в лицо кулаком. Самыми удивительными были слова ребенка того отца. Он сказал: “Папа, ты мне сломал всю карьеру”. Он осознавал, что из-за папочки его могут исключить из команды.

Люди приходят на футбол выместить агрессию, стресс, который накопился у них за неделю.

А на кого им кричать? Конечно, на судей. В начале карьеры мне было дико обидно, но со временем привыкла.

– Мужчины на трибунах следят за своими выражениями, если матч судит женщина?

– Ну как вам сказать? Кричат: “Шлагбаум свой опусти!”, “Иди, борщ вари!”, “8 Марта – твой день!”… “Дамочка” – самое мягкое выражение. Женщина должна не просто превосходить мужчину-арбитра, а быть настолько идеальным судьей, чтобы комар носа не подточил. Футбольный арбитр Равшан Ирматов: «В ходе матча, который я сужу, меня не интересуют мнения суперзвезд о моих решениях»

– Хотелось хоть раз ответить на хамство?

– Да. Были моменты, когда отвечала. Но это поначалу. Потом поняла, что главное – это концентрация. Если ты следишь за игрой, то просто отключаешься и не слышишь, что тебе кричат. 

VAR убивает футбол

– Как вы относитесь к VAR – системе видеопомощи арбитрам?

– Считаю, что она убивает футбол. Может, вначале эта система и помогала, но теперь – нет. Возможно, VAR просто еще недоработана.

– Наверное, во время просмотра футбола больше внимания обращаете не на игру, а на работу судей?

– Да. Можно сказать, что судья убил во мне болельщика. Перестала нормально смотреть футбол, наслаждаться красивыми голами. Все внимание на арбитров. Наверное, это проблема всех людей, связанных с судейством.

– Телекомментаторы сильно раздражают?

– Нет, если не навязывают своего мнения, не утверждают, что судья ошибся. Ведь даже специалисты не всегда могут принять правильное решение в той или иной ситуации.

Не взятка, а рахмет

– Недавно вы написали в соцсетях: “А как вы хотите добиться качественного судейства, если гонорары у судей маленькие, стабильного дохода нет?”. Между тем главный судья премьер-лиги только за одну игру, которая длится 2 часа, получает около 250 тысяч тенге…

– А вы считаете, что это много? Казахстанские судьи в отличие, к примеру, от российских получают не зарплату, а только гонорары. Поэтому зима у них – мертвая пора. Во время сезона назначения происходят не каждую неделю, а если вдруг допустишь ошибку, то можешь месяц просидеть вообще без денег. Устроиться же параллельно на постоянную работу очень трудно. Ведь приходится отлучаться на обязательные для судей сборы, семинары, матчи. Для этого арбитры берут отпуска, отгулы. Но какой работодатель будет терпеть такое частое отсутствие своего сотрудника на рабочем месте? Во время пандемии многие судьи в регионах таксовали, потому что другой возможности заработать у них не было. 250 тысяч тенге – это гонорар главного арбитра в премьер-лиге. А, к примеру, ассистент в первой лиге за игру получает 55 тысяч тенге. Считаю, что труд судьи достоин более высокой оплаты.

– Вам когда-нибудь предлагали деньги за помощь одной из команд в матче?

– Напрямую нет. Однажды, после того как мы отсудили один из матчей первой лиги и вернулись в Алматы, мне выдали небольшую сумму – тысяч 15. Таинственно шепнули, что “на шоколадку”. Я сначала ничего не поняла, но потом до меня дошло, что это, видимо, за победу местной команды. Вроде это уже и не взятка, а обычный рахмет. Все равно что отблагодарить врача или учителя за проделанную работу.

Рот открывать запрещено

– Еще один ваш комментарий на Facebook: “Помните ситуацию с пожизненной дисквалификацией Пасько? Когда происходит коррупционное преступление, должны ведь наказывать обе стороны (тех, кто дает взятку, и тех, кто берет). Палыча наказали, а кто бабки дал, так и не сообщили. Мне до сих пор никто не может толком ответить на этот вопрос. А Палыч – прославленный футболист, опытный и уважаемый арбитр, которому под конец карьеры об…ли репутацию и сделали козлом отпущения”. Случай с Сергеем Пасько – типичный для нашего футбола?

– К сожалению, он лишний раз показывает, что у нас некому защитить футбольных судей. Арбитрам вообще запрещено открывать рот, иначе тебя выпнут из судейства. Мы раньше даже документ подписывали, что не имеем права давать комментарии журналистам или что-то писать в соцсетях. Хорошо, что Пасько – сильный человек: пережил случившееся и сейчас инспектирует матчи. А окажись на его месте слабохарактерный человек? Там уж всякое могло случиться. Как жить спокойно, когда столько несправедливости происходит?

– Откуда идет у нас неуважение к футбольным судьям?

– Все начинается с детства. Расскажу такую историю. Как-то работала на матче детских команд “Тараза” и “Зенита” из Санкт-Петербурга. Играли 13-летние ребята. Два ребенка сцепились, судья показал обоим по желтой карточке. Как они реагируют? Наш кричит судье: “Эй, ты чё?”. Маленький мальчик – взрослому дяденьке! И того еще тренер поддерживает, начинает поливать судью. Питерский же мальчик говорит: “Извините, пожалуйста. Я больше так не буду”. Подходит к тренеру, а тот ему: “Я тебе сколько говорил? Не делай так. Держи себя в руках”. Мне так стыдно за наших детей стало. Вот так у нас будущих футболистов учат “уважать” судей.