Не наш праздник, или Пора для правильных выводов

Судьбоносным для целых двух стран мира – Казахстана и Китая, стало 31 июля 2015 года, когда члены Международного олимпийского комитета сделали выбор в пользу Пекина в качестве хозяина зимней Олимпиады-2022. Вторым кандидатом, если кто помнит, был Алматы.

На днях журналистка из США, увидев автора этих строк в форме сборной Казахстана, проявила желание побеседовать о месте проведения Белых Игр-2022. “Вы из Казахстана? Алматы же претендовал на проведение этой Олимпиады… И как вам организация в Пекине?” – спросила она. Ответил честно: транспорт хромает, но безопасность и карантинные меры – на высшем уровне. Все уже привыкли к ежедневным утренним ПЦР-тестам и ограничениям, и есть такое ощущение, что, пробыв в замкнутом круге более 14 дней, мы все уже точно ни от кого не заразимся COVID-19. На вопрос, не жалею ли о том, что Олимпиада проходит в Пекине, а не в Алматы, я намеренно ответил в стиле лыжника Алексея Полторанина на русском языке, чтобы не расстраивать человека: “Вы говорите слишком быстро, ничего не понимаю”.

Сейчас даже самые ярые сторонники проведения Олимпиады-2022 в Алматы понимают, что победа Пекина оправданна и стала своего рода спасением для Казахстана.

Сложно сказать, справился бы наш бюджет с таким масштабным мероприятием в столь непростое пандемийное время, да еще и после перехода курса тенге в свободное плавание.

Скептики, которые утверждали, что в Пекине нет зимы, были посрамлены самой погодой. Здесь, в горах Чжанцзякоу и Яньцина, за всё время пребывания олимпийских делегаций дважды шел сильный снегопад. Единственный в истории независимого Казахстана “зимний” олимпийский чемпион – легендарный лыжник Владимир Смирнов, признался в ходе случайной встречи на стадионе в Чжанцзякоу, что выпавшего снега всё равно мало, но похвалил китайских организаторов за то, что они смогли так быстро и качественно покрыть все лыжные объекты искусственным снегом.

Крепкие морозы, когда температура опускается до минус 20 градусов и ниже, делают нынешние Олимпийские игры настоящим испытанием на прочность для всех, кто соревнуется на открытом воздухе.

В лидерах в лыжных видах спорта оказываются атлеты, больше похожие на машины, которым не страшен ни пронизывающий холодный ветер, ни жесткий снег.

Они выходят и будто роботы четко выполняют свои элементы на трамплинах или мчат к финишной прямой. Тогда как представители команд постсоветского пространства делают те же сложные элементы, но как бы “с душой”, элегантнее.  Пекинские контрасты: в чем именно провалились организаторы Олимпиады-2022

По сравнению с предыдущей Олимпиадой уровень мировых зимних видов спорта существенно вырос – и это правильно. На новую для себя ступень поднялись и казахстанские спортс­мены. Национальный олимпийский комитет РК создал необходимые условия, организовал комплексные научные группы (без грамотной, образованной спортивной медицины сегодня никуда!). Да, пока на счету сборной Казахстана нет медалей – это спорт, от поражений не застрахованы даже великие чемпионы. Но куда важнее качественный рост в результатах ряда спортсменов. Например, все успели отбить ладоши в честь команды по шорт-треку, самые сложные прыжки в своей карьере именно на Олимпиаде-2022 выполнили фристайлистки в акробатике… Закрепить эти успехи и превратить их в олимпийские медали образца 2026 года вполне реально, если государство после консультаций с тренерами и профильными федерациями по зимним видам спорта оперативно решит накопившиеся проблемы и не забудет о реальном и качественном развитии детского массового зимнего спорта в регионах, строительстве тренировочных объектов, развитии спортивной медицины и об обучении тренеров.

Да, Олимпиада-2022 так и не стала своей для Казахстана. И в буквальном смысле, и по медалям. Настал момент, когда нужно сделать правильные выводы, осуществить некую перезагрузку, учесть все нужды, замечания, пожелания, обратить внимание на решение проблем. И тогда Игры-2026 в Италии для Казахстана станут победными, а все казахстанские болельщики по праву смогут назвать их праздником нашего спорта.

Альберт АХМЕТОВ, спортивный журналист, член AIPS, специально для “КАРАВАНА” из Пекина