Не до “Джиро”, быть бы…

Расклад

Болельщики “Астаны” уже привыкли к большим победам своих любимцев. Увы, в этот раз повторить прошлогоднее достижение “Джиро”, когда в общем зачете первенствовал капитан нашей команды Винченцо Нибали из Италии, не получилось. “Акула” теперь защищает цвета Bahrain-Merida и занял на этих состязаниях “только” третье место. А другие гонщики, бывшие в строю казахстанской команды, видимо, не в состоянии подняться выше того, что они показали сейчас.

Но на это есть много объективных причин. Начнем с того, что изначально капитаном “Астаны” на итальянский Гран-тур был заявлен Фабио Ару. Но за месяц до старта юбилейной супервеломного­дневки уроженец Сардинии в результате падения во время тренировки в Испании получил травму колена. Лидер велокоманды "Астана" пропустит "Джиро д'Италия-2017" из-за травмы

– Я очень расстроен случившимся, – заявил тогда Ару. – Я мечтал о том, чтобы стартовать на “Джиро д’Италия” на Сардинии. И я, и вся команда многие месяцы готовились к этой гонке. К сожалению, случившийся инцидент и полученная травма не позволяют мне подготовиться к гонке в той мере, в какой это необходимо. Поэтому с огромным сожалением я вынужден отказаться от участия в “Джиро”.

Еще через несколько дней всех поклонников “Астаны” настигла страшная новость: погиб Микеле Скарпони, который должен был стать новым капитаном казахстанской велогруппы в гонке. Утром 22 апреля он выехал на короткую тренировку и на перекрестке попал под микроавтобус. Травмы, полученные Скарпони, были несовместимы с жизнью.

На “Джиро” решено было ехать ввосьмером: Пельо Бильбао, Луис Леон Санчес (оба – Испания), Дарио Катальдо, Паоло Тиралонго (оба – Италия), Йеспер Хансен (Дания), Танел Кангерт (Эстония), Жандос Бижигитов, Андрей Зейц (оба – Казахстан).

Когда началась гонка, лидером казахстанской велогруппы стал Кангерт. Эстонец даже входил в десятку лучших гонщиков итальянского Гран-тура, но на 15-м этапе упал на финальных 10 км дистанции, перелетев через дорожный знак, получил перелом плечевой кости левой руки и вывих с переломом правого плеча. Гонщик был отправлен в больницу города Брешия. Тяжелая хирургическая операция длилась более четырех часов. Танел досрочно завершил гонку, на восстановление райдера уйдет 6–7 месяцев. Именно в такие моменты в команде должен проявиться лидер, который сплотил бы коллектив.

– В команде таким человеком всегда был Микеле Скарпони, – признался нам генеральный менеджер “Астаны” Александр ВИНОКУРОВ. – Он был заводилой. Если помните, в прошлом году на “Джиро”, когда Нибали проигрывал пять минут, команда жила под стрессом. Скарпони всегда старался поддержать, поднять настроение. Сегодня мы его потеряли... И его некому заменить. Все хорошо общаются, но нет такой атмосферы, как хотелось бы. Такой человек всегда в команде нужен, и в “Астане” им был Микеле. Жизнь – суровая штука, забирает лучших.

Оставшиеся этапы “астанчане” атаковали, боролись из всех сил, но в итоге получилось то, что получилось.

Закулисье

Юбилейная “Джиро” получилась на славу. Дело даже не в том, что победитель генеральной классификации определился только на заключительном этапе. А в том, как ее устроители подошли к делу: прекрасная организация, новый асфальт на трассе, обязательные красочные шоу перед каждым этапом. И конечно же болельщики. Они были разные: начиная с тех, кто просто получал удовольствие от увиденного, и заканчивая персональными фанатами того или иного велопрофи. У “Астаны” такие тоже были. Самые преданные фанаты велокоманды "Астана" живут в Италии

На старте 20-го этапа в городке Порденоне около клубного автобуса “Астаны” мы услышали боевой клич: “Тирра! Тирра!”. Это персональный болельщик Паоло Тиралонго приехал обнять своего кумира.

– Сам я родом из Венеции, – сказал нам Джузеппе. – Но знаю Паоло давно и слежу за его выступлениями. Рад, что он прекрасно освоился в “Астане”. Его у вас уважают, а он платит преданностью. Жаль только, что у Тиралонго лучшие годы уже позади. Но он может принести пользу и на других должностях.

А вот известный кавээнщик Нурлан КОЯНБАЕВ был на “Джиро” впервые. Вместе с казахстанскими журналистами он проехал заключительные этапы итальянского Гран-тура и просто влюбился в него.

– Впечатления – обалденные! – признался Нурлан корреспонденту “КАРАВАНА”. – Моя мечта сбылась, и по приглашению Александра Винокурова я здесь. Очень люблю велоспорт. Прекрасно в нем разбираюсь. Это очень мужественный спорт! Конечно же болею за Аstana Pro Team, а моим кумиром был Вино. Из других профи симпатизирую тем гонщикам, которые когда-то выступали за казахстанскую команду. Это Винченцо Нибали, Альберто Контадор. Сам профессионально кататься на велике не рискую, но в быту люблю проехать на нем 5–6 километров.

Но “Джиро д’Италия” – это еще и коммерческий проект. По словам ее директора Мауро ВЕНЬИ, у супервеломного­дневки несколько основных источников финансовых поступлений. Среди них – местные бюджеты областей, где проходит гонка. Например, в этом году за право провести старт боролись 4 итальянских региона. Старт решили провести на Сардинии. Острову это обошлось в 6 миллионов евро: 3 миллиона – фиксированный взнос, еще 3 миллиона – затраты на организацию шоу. И все же государственных денег в Италии не слишком много, поэтому на этот рычаг особо не нажмешь. В процентном соотношении доходный пирог “Джиро” выглядит так: 50 процентов – от ТВ, 30 процентов – коммерция, 15–18 процентов – взносы регионов, где проходит гонка, 2–5 процентов – другое. Оборот компании RCS (организатор спортивных событий, в том числе и “Джиро”) по велоспорту составляет около 50 миллионов евро, 80–85 процентов из них приходится на долю “Джиро д’Италия”.

Инфографика Айгуль АКЫБАЕВОЙ, Михаила ВАСИЛЬЕВА

Герои

К ним можно отнести всех тех, кто доехал до финиша юбилейной супервеломногодневки. Среди них гонщик “Астаны” Жандос Бижигитов, для которого этот Гран-тур стал дебютным в карьере. И хотя 25-летний райдер из СКО в генеральной классификации занял 160-е место, лестные слова в его адрес от Александр Винокурова дорогого стоят.

– Жандос – боец, – заявил генеральный менеджер “Астаны”. – Хотя в профессионалах только год, достойно справляется, несмотря на то что где-то нервничает. Он уже не отстает от группы. Это, я считаю, большая школа для него. Трудяга, молодец.

– Моей задачей было проехать эту гонку, преодолеть ее до конца, – сказал после финиша “разделки” в Милане уже сам Жандос. – Нужно было, чтобы организм до конца все выдержал, не дал никаких сбоев. И это меня радует.

– В какие моменты было особенно сложно?

– Сложно было везде, все дни. Очень много зрителей, хорошая поддержка, даже в горах, где бы мы ни были. Это понравилось. Все поддерживают, независимо от того, из какой ты страны или команды.

– Как чувствовал себя в итальянских горах?

– Может быть, я себя чувствовал нормально, но на фоне бойцов не особо (смеется). Конечно, если заложить хороший фундамент, можно ехать. Но надо ко всему подготовиться. И не только физически, но и морально.

– Был ли момент на “Джиро”, когда ты думал, что дальше не сможешь продолжить гонку?

– Если честно, да. На 19-м этапе у меня был переломный момент. Я просто один остался, потом прошло время, вернулся в группу, и уже тогда более или менее отпустило. Я просто увидел, что вся группа уже “готовая”, с этого момента себя лучше почувствовал.

– Самый полезный совет, который тебе дали по ходу “Джиро”?

– Если на каком-то этапе ты чувствуешь себя более или менее, не загоняйся. Потому что завтра будет другой этап. Лучше немного прибереги силы.

Подводя итоги этого Гран-тура для нашей команды, можно привести слова известного советского и российского велогонщика Павла ТОНКОВА. В 1996 году он побеждал на “Джиро д’Италия”, а два последующих года стоял на подиуме.

– “Астана” испытывала проб­лемы как перед “Джиро”, так и во время нее, – сказал он нам. – Смерть Микеле Скарпони очень сильно сказалась на старте вашей велокоманды, а сход из-за травмы Танела Кангерта на одном из этапов усугубил моральный дух. Побеждать – нелегко. У вас были попытки, несмотря ни на что, уходить в отрыв, а также атаковать, и это является очень хорошим показателем. Ребята бились, сражались. Увы, не получилось. Но команда очень сильная. Она является примером для всех. “Астана” – герои!

Алматы – Северная Италия – Милан – Алматы