Наталия ЖУКОВА: Шахматы – это модель нашей жизни

Вся Азия – экзотика

– Я уже приезжала в Алматы в прошлом году, когда здесь проходил Кубок Евразии, – рассказывает “КАРАВАНУ” победительница Шахматной олимпиады 2006 года и командного чемпионата мира в Астане 2013 года, двукратная чемпионка Европы 2000 и 2015 годов и вице-чемпионка мира по блицу 2012 года Наталия ЖУКОВА. – Но тогда город посмотреть не удалось, поскольку был турнир по быстрым шахматам и блицу, подразумевающий большое количество партий с утра до позднего вечера. Это требует большой концентрации, поэтому я из отеля вообще никуда не выходила. Сейчас же иначе. За день до начала матча у нас была экскурсия, от которой мы получили море удовольствия. Меня поразило, что самый большой город Казахстана может быть таким зеленым.

– Вам по роду своей профессиональной деятельности часто приходится бывать в разных странах. Каким было самое экзотическое путешествие?

– Для меня, европейки, вся Азия – экзотика: Индия, Китай. Каким-то вещам там приходится сильно удивляться. В тех странах свои культура, менталитет, непривычные нам. Про другие континенты не могу ничего сказать: в Африке серьезных турниров нет, а в Америке проходят, как правило, личные соревнования, в которых я не участвую.

– С кем из наших шахматисток встречались за одной доской?

– С вашей молодой сборной мы пересекаемся практически на всех командных турнирах. С ее лидерами – Гулисхан Нахбаевой, Динарой Садуакасовой, Жансаей Абдумалик – я встречалась в том или ином формате. К примеру, с Абдумалик мы совсем недавно играли в Катаре на чемпионате мира по быстрым шахматам. Ваши девочки сильны, прежде всего, командой.

Хватит с меня шахмат!

– Еще несколько лет назад вы считались сильнейшей шахматисткой Украины. Сегодня выше вас в рейтинге стоят сестры Анна и Мария Музычук, а также Анна Ушенина (в силу разных причин они в Алматы не прилетели). Это задевает ваше самолюбие?

– Для этого я уже не в том возрасте (улыбается). Да и в шахматах давно. Чтобы быть в числе сильнейших в мире, надо работать несоизмеримо больше, чем я делаю это сейчас. Мой нынешний спад связан с тем, что я стала меньше времени уделять шахматам. Раньше могла сыграть в пяти турнирах подряд, а сейчас два – уже много. Просто в жизни появились другие приоритеты.

– Можно сказать, что в вашей жизни шахматы отошли на второй план?

– Нет. Они по-прежнему занимают большую часть моей жизни.

– Вы с мужем, российским гроссмейстером Александром Грищуком (9-е место в мировом мужском рейтинге ФИДЕ), воспитываете 10-летнюю дочь Машу. Можно ли, имея родителей – профессиональных шахматистов, не любить эту игру?

– Конечно. Это как раз наш случай. С раннего детства Маша, естественно, занималась шахматами, пока лет в семь-восемь не сказала: “Хватит, больше не хочу!”. Сейчас она увлечена баскетболом, и мы с мужем решили, что спорт будет у нее в приоритете. Занятия же шахматами в любом случае бесследно не проходят. Они развивают ребенка, дисциплинируют его, дают серьезное подспорье в жизни. Элитные казахстанские шахматистки протестуют против произвола

Перезагрузка сознания

– Главное событие в мировых шахматах последних дней – это возвращение после 12-летнего перерыва Гарри Каспарова…

– Должна признаться, что турнир в Сент-Луисе, где играл Каспаров, я пропустила. Так получилось, что заранее на эти сроки запланировала отдых с друзьями на природе в таком месте, где не было ни мобильной связи, ни Интернета. Это была настоящая перезагрузка сознания, которая длилась целых пять дней. Было очень здорово.

– Говорят, если человек не появляется в соцсетях пару дней, значит, с ним что-то случилось…

– Я не настолько активна в “Фейсбуке”, чтобы люди начали волноваться. Всех же своих близких я предупредила заранее, что меня несколько дней не будет на связи.

Турнир-лотерея

– К 38 годам вы завоевали достаточное количество титулов, чтобы быть довольной карьерой. Остались ли еще какие-нибудь вызовы?

– Хочу выиграть чемпионат мира по нокаут-системе. Это турнир-лотерея, в котором могут победить шахматистки, не относящиеся к фаворитам. Так что это как раз мой шанс. Каждый раз я к нему очень серьезно готовлюсь.

– Вы считаете справедливым такой формат определения чемпионки мира или правильнее выявлять сильнейшую шахматистку планеты в матче между действующей чемпионкой и претенденткой на титул?

– Конечно, нельзя назвать полноценным чемпионом мира случайного победителя турнира. Поэтому можно, как у мужчин, соревнования по нокаут-системе назвать Кубок мира, а шахматную корону разыгрывать в матче между чемпионом и претендентом.

Молодежь перестает читать литературу

– Вы обучались шахматам по книгам, получая, скажем так, классическое образование. Как сегодня заинтересовать молодежь этой игрой?

– Конечно, сейчас другое время, и подход к обучению должен быть иным. У нас не было компьютеров, планшетов или Интернета. На турниры в чемодане я везла минимум одежды, оставляя место для книг и разных записей. Сегодня же достаточно одного ноутбука, в котором есть всё. Жизнь меняется. Она становится динамичнее, и грех этим не пользоваться. Другое дело, что молодежь перестает читать литературу, в том числе шахматную. Счастье, если ребенок попадет в руки тренера, который привьет ему любовь к книгам, покажет партии классиков шахмат – Ботвинника, Петросяна, Таля. Это станет достаточной базой, и дальше дети могут заниматься уже в ритме времени.

Раньше партии Каспарова и Карпова разбирали месяцами. Теперь же компьютер за десять минут выдаст тебе весь расклад. Из-за этого у людей пропадает желание самим анализировать свои партии. С другой стороны, благодаря компьютерным программам по-иному оцениваешь известные позиции. Ранее и в голову не могло прийти в дебюте сыграть крайней пешкой. Благодаря Интернету все имеют равные возможности. Другое дело, как ты ими распорядишься. Впрочем, в жизни ведь так же. Шахматы – это модель нашей жизни. Выберешь один вариант, судьба сложится таким образом. При ином ходе – другим. Шахматы настолько многогранны, что всегда будут актуальны и современны.

Алматы