Наше право на Европу

В том, что за пределами нашей республики следят за компанией ФСК по переходу в

УЕФА, я сам убедился еще около года назад во время Восточно-Азиатских игр. Напомню, что эти соревнования проходили в Осаке, и меня, признаться, удивило то, что коллеги из других стран больше интересовались, как идут наши футбольно-переходные дела, а не тем, почему, например, в составе казахстанцев на Восточно-Азиатских играх нет олимпийских чемпионов, легкоатлетки Ольги Шишигиной или боксера Ермахана Ибраимова.

Еще более неожиданным стало то, что президент УЕФА Леннарт Юханссон после прошлогоднего финального матча в Лиге чемпионов заговорил о нас и даже назвал переход Футбольного союза Казахстана "возвращением". Леннарт Юханссон напомнил, что в советские времена ФСК в составе федерации футбола СССР на протяжении многих десятилетий входил в УЕФА. Да и вообще он дал понять, что претензии Казахстана на Европу законны и обоснованны.

Между тем, помню, несколько лет назад один из тогдашних руководителей казахстанского футбола в откровенном разговоре не для печати говорил:

- Да кто нас возьмет в УЕФА?! Это такая консервативная организация. Да они нас слушать не хотят. Мы шлем какие-то письма. А что толку? Попробовали в 1996-м ткнуться... Так УЕФА разбираться толком не стал. Мол, вам тут места нет. И никакой международный авторитет страны не поможет…

А раз даже люди нашего футбола не очень-то и верили в реальность попадания в УЕФА, что тогда говорить об остальных. Поэтому, когда исполком Союза европейских футбольных ассоциаций в декабре прошлого года проголосовал за то, чтобы рекомендовать конгрессу принять ФСК в свои ряды, это вызвало эффект разорвавшейся бомбы.

Позже, в январе, знакомые журналисты из постсоветских республик терзали меня в Москве во время традиционного Кубка Содружества. Мол, как это вообще вам удалось…

Это я все к тому, что усилия ФСК за пределами нашей страны воспринимаются даже не как победа нашего футбола, а как нешуточное достижение всей страны.

Приятно, что после декабрьского решения исполкома о переходе нашего футбола в УЕФА в Европе говорят как о деле решенном… Но а что дальше? Ведь сегодняшний авторитет Футбольного союза Казахстана, сотворившего революцию, может быстро померкнуть после невзрачных выступлений наших клубов. Между тем всем ясно, что с прежним отношением к делу даже сильнейшим казахстанским командам в Европе нынче сложно рассчитывать на что-либо оптимистичное…

С другой стороны, мы видим, что финансовое благосостояние ведущих клубов заметно возросло. Если раньше сборы в дальнем зарубежье были весьма редким явлением, то сейчас почти все клубы суперлиги могут себе позволить тренироваться за бугром - на Кипре или в Турции, в Болгарии или Эмиратах... Причем большинство из них за последние месяцы за границу уже смотались по несколько раз. То есть деньги, причем немалые (годовой бюджет команды-середняка исчисляется нынче миллионом долларов), у наших клубов есть. Хочется только верить, что вкладываются они с умом.