“Может улыбаться по дороге в банк”: как восприняли казахстанскую победу Джеруто в Кении

Неожиданная идея

Интересно, какие мысли ее посещали перед стартом? В 26 лет уроженка Кении Нора Джеруто вплотную подошла к осуществлению своей мечты. После четырех лет “заточения” она получила-таки шанс побороться за золото чемпионата мира. Пусть не под родным черно-красно-зеленым кенийским флагом. В американском Юджине Джеруто, лидер мирового рейтинга в беге на 3 000 м с препятствиями (стипль-чезе), представляла Казахстан.

Женский стипль-чез закрывал программу шестого дня чемпионата мира по легкой атлетике. В США был вечер 20 июля, в Казахстане – утро 21-го. Этот день ждала не только Джеруто, но и Федерация легкой атлетики РК. Она ведь тоже стояла на пороге исторического события: еще ни разу отечественные легкоатлеты не выигрывали чемпионаты мира, проводящиеся без малого 40 лет, – с 1983 года.

Неизвестно сколько пришлось бы еще ждать этого дня, не приди однажды руководству ФЛАК идея натурализовать четырех кенийских спортсменов, выступавших на тот момент за клуб “Altay Athletics”. Сказано – сделано. С получением казахстанских паспортов проблем не возникло, а вот смена спортивного гражданства в легкой атлетике не столь быстра. Целых четыре года Джеруто и ее соотечественникам пришлось выступать только в республиканских или международных коммерческих стартах.

Соревнования, где спортсмены представляют свои страны – Олимпийские игры, чемпионаты мира и Азии – для них были закрыты.

Разрешение от “Мировой легкой атлетики” (ранее – Международная федерация легкоатлетических ассоциаций IAAF) было получено только в этом году.

Кенийская вотчина

Джеруто спокойно выслушала, как представил ее диктор по стадиону “Хэйворд Филд” в Юджине, подарила зрителям воздушный поцелуй. Она была не единственной кенийкой, бежавшей финал женского стипль-чеза. Недалеко от нее стояла 22-летняя Винфред Яви, с 15 лет представляющая Бахрейн и успевшая выиграть для этой богатой страны два золота чемпионата Азии и одно – Азиатских игр. Была на старте и настоящая кенийка Келлифин Чеспол, но она среди фаворитов не фигурировала.

Стипль-чез всегда был вотчиной бегунов из Кении. Мужчины сборной этой страны становились здесь чемпионами мира 13 раз из 17, женщины – 3 из 7. Поэтому удивительно, как кенийская федерация “упустила” Джеруто – спортсменку, которая в юниорском возрасте уже становилась чемпионкой мира.

Круг почета без флага

Нора с первых метров дистанции возглавила забег. Держаться в тени и спуртовать на последних метрах – не ее. Ей нравится самой задавать темп бега, а он у нее высок. Где-то на середине дистанции потеснить Джеруто с первой позиции попыталась Яви. Нора прибавила, и скорости резко выросли. Не выдержали темпа олимпийская чемпионка-2020 Перут Чемутай из Уганды, местная любимица, чемпионка мира-2017 американка Эмма Коберн.

На последний вираж перед финишной прямой Джеруто и Яви выбежали плечом к плечу. И именно там, на заключительном “водном препятствии”, спортсменка из Бахрейна допустила ошибку, которая стоила ей не только золотой медали, но и пьедестала почета. Ее тут же обошли из-за спины две девушки из Эфиопии.

Нора же на всех парах мчалась к своей (и к нашей) исторической победе. Финишную черту она пересекла с результатом 8.53,02. Это – лучший результат в женском стипль-чезе на чемпионатах мира, а за всю историю легкой атлетики быстрее эту дистанцию преодолевали только две спортсменки – чемпионка мира-2019 из Кении Беатрис Чепкоеч (8.44,32) и другая кенийка, а впоследствии гражданка Бахрейна, олимпийская чемпионка-2016 Рут Джебет (8.52,78).

За линией финиша Нора упала и поцеловала счастливую для себя гаревую дорожку. Затем, лежа на спине, она плакала и кричала от восторга, а во время круга почета искупалась в “водяной” яме – том самом препятствии, на котором оступилась ее основная конкурентка.

При этом Джеруто, наверное, оказалась единственной чемпионкой, которая праздновала свою победу без национального флага на плечах. Его ей вручили, только когда она позировала для фотографов на фоне электронного табло со своим победным результатом.

Тусклые результаты

Помимо Джеруто надежды на медали в Казахстане связывали с двумя другими экс-кенийками – сестрой чемпионки Дейзи Джепкемеи и Каролин Кипкируи. Первая выступала на той же дистанции, что и Нора, но не попала в число 15 финалисток, показав в квалификации 19-е время. Кипкируи на обеих своих дистанциях – 5 000 м и 10 000 м – финишировала седьмой.

Из воспитанниц отечественной школы легкой атлетики внимательно следили за Надеждой Дубовицкой, взявшей бронзу в марте на чемпионате мира в помещении в прыжках в высоту. Правда, в летнем сезоне Дубовицкая не показывала результатов, с которыми можно было бы бороться за медали. В Юджине она остановилась на высоте 1,96 м, что позволило ей занять восьмое место. В этой же дисциплине Кристина Овчинникова не квалифицировалась в финал.

Из остальных результатов можно отметить разве что попадание в топ-20 с личными рекордами Михаила Литвина в беге на 400 м и Галины Якушевой в ходьбе на 35 км. Всего в Юджине выступали 12 казахстанских легкоатлетов. То есть без натурализованных африканцев результаты нашей сборной смотрелись бы совсем тускло.

Рыбакина vs Джеруто

В заключение нельзя не обойтись без сравнения двух самых знаковых июльских побед казахстанского спорта, одержанных натурализованными спортсменками, – экс-российской теннисисткой Еленой Рыбакиной на Уимблдоне и Джеруто на чемпионате мира по легкой атлетике.

Рыбакина в своих комментариях не забывала упоминать Казахстан и ту поддержку, что ей оказывают у нас. Джеруто благодарила кого угодно – родителей, сестру, тренера-кенийца, даже соперниц, но не свою новую родину.

Рыбакина дважды удостаивалась поздравлений от Президента страны Касым-Жомарта Токаева – сначала с выходом в финал Уимблдона, а затем с победой в нем. Выступление Джеруто отметил только президент Федерации легкой атлетики РК Даниал Ахметов. При этом вместо полного текста на сайте федерации указали лишь, что Ахметов “отметил ее последовательные улучшения в результатах за последние три года и ее высокий профессионализм. Пожелал дальнейших успехов на благо развития легкой атлетики страны”. Натурализация: что заставляет россиян, китайцев и остальных переезжать в Казахстан

После победы на Уимблдоне Рыбакина прилетела в Казахстан и дала пресс-конференцию в столице. Ждали ее и в Алматы, но Елена отказалась, сославшись на вполне понятную усталость и плохое самочувствие.

Джеруто, по всей видимости, завоевание исторической для Казахстана золотой медали отметит у себя в Кении, где она живет и тренируется большую часть времени. Во всяком случае, ни о каких встречах с чемпионкой мира Федерация легкой атлетике не объявляла.

Что касается реакции в Кении на победу их бывшей спортсменки, то издание “National”, к примеру, отмечает: “Джеруто за свою победу заработала, согласно схеме награждения от казахстанского правительства, 250 тысяч евро (такая сумма выплачиваетя победителям Олимпийских игр и к тому же в долларах. Но и за победу на чемпионате мира она будет хорошо премирована - Ред.), или 30,2 миллиона кенийских шиллингов. Для сравнения: золотые медалисты из Кении получат по 1 миллиону кенийских шиллингов. Так что Джеруто, вероятно, довольна сменой гражданства и может улыбаться всю дорогу по пути в банк”.

АЛМАТЫ