Корреспондент «Каравана» поговорил с одним из самых известных брейкеров Казахстана, финалистом мирового чемпионата Red Bull BC One Николаем Черниковым (Killa Kolya) об олимпийских шансах казахстанцев и секрете успеха в этом виде спорта и танцев одновременно.
- Прошло уже два турнира, где казахстанцы могли выиграть прямые лицензии на Олимпийские игры – это чемпионат мира и Азиада, но нашим спортсменам там не удалось получить заветное право выступить в Париже-2024. Как вы думаете, получится ли у них на оставшихся лицензионных турнирах, которые пройдут в Шанхае и Будапеште, завоевать право выступить на Олимпиаде в Париже?
- В течение 2023 года проходил ряд рейтинговых чемпионатов, по результатам которых были определены брейкеры, которые на запланированных на май и июнь 2024 года двух квалификационных турнирах разыграют оставшиеся лицензии на Олимпиаду. В итоге необходимый для участия в предстоящих лицензионных турнирах рейтинг из казахстанской сборной набрал только Амир Закиров (Amir). Он и будет состязаться за одну из лицензий. На мой взгляд, у Амира есть все шансы, чтобы забрать лицензию и представлять страну на Олимпиаде. Он сейчас в отличной форме и, я думаю, мы все увидим хороший результат, считаю, что Казахстан будет представлен в олимпийском турнире по брейкингу. Амир – опытный атлет, он осознает всю ответственность, серьезно готовится. Он в очень хорошей форме, плюс у него есть определенное время, чтобы подготовиться к решающим стартам, которые состоятся в мае и июне. У него есть достаточно времени, чтобы как следует поработать над материалом и построить свою определенную стратегию, которая, я думаю, ему поможет.
Если сейчас на лицензионных стартах он подсоберется и выступит с хорошим настроем, то, я думаю, без вопросов пройдет отбор на Олимпиаду.
- Без ложной скромности вас можно смело назвать одним из тех, кто мог бы вместе с Амиром побороться за олимпийские лицензии на танцполе. Но мы вас не увидели в списке участников квалификационных рейтинговых турниров. С чем это связано?
- У меня было желание поучаствовать в рейтинговых турнирах, но ситуация так сложилась, что у меня не было возможности принимать участие в них в течение прошлого года, и я об этом не жалею. Честно говоря, мне не особо импонирует данный формат. Мне больше нравятся наши культурные мероприятия, которые проводились и до попадания брейкинга в программу Олимпиад, и проходят сейчас параллельно со спортивными турнирами. Я принимаю участие именно в культурных мероприятиях. А спортивные подразумевают то, что в них нужно участвовать, набирать рейтинги, проходить дальше, это долгий процесс. Можно было бы и вступить в эту борьбу, но то время я упустил по определенным своим причинам. Но я участвую в работе сборной как тренер. То есть я остаюсь тем же, кем и был в нашей культуре, параллельно в спорте выполняю функции наставника.
- А разве есть большие различия между «культурной» разновидностью брейкинга и спортивной?
- Танец больше построен на творческой основе, поэтому, когда вводятся критерии оценки, может пострадать творческая сторона. К примеру, атлет годами вырабатывал свой стиль и нашел себя в чем-то одном, но на другое упор не делал. А здесь нужно быть по всем критериям на «пятерочку». В принципе в мире мало танцоров, кто может быть лучшим по всем критериям. Я считаю, что в брейкинге все-таки важна индивидуальность. Ведь у каждого танцора своя изюминка - то, в чем он хорош. В брейкинге ты развиваешь свой стиль благодаря индивидуальному подходу. Зная свои способности, возможности, ты реализуешь себя через них, и так формируется неповторимый стиль. Этим мы и отличаемся друг от друга. Спорт всех подгоняет под определенные рамки и не дает возможности показать творческую сторону. Все становятся одинаковыми. А нам нужно чем-то выделяться. Каждый старается выполнить установленные критерии, но в каком-то критерии будет все равно больше развит.
Сейчас есть танцоры, которые выглядят как спортсмены, выполняют все на пятерочку, могут летать по сцене, но они не очень крутые с творческой точки зрения. Они выглядят как спортсмены, и на них неинтересно смотреть. Гораздо интереснее видеть танцора с какими-то уникальными качествами, которыми он может удивить, с помощью которых он может показать свое видение этого танца. В таком плане танцоры занимают меня больше, чем спортсмены, которые просто научились своим телом хорошо управлять без творческого начала. Есть такие ребята, кто побеждает, но если рассматривать со стороны культуры брейкинга, они неинтересны.
- И все-таки мы сейчас говорим о секретах победы на Олимпийских играх. Как вы думаете, что нужно брейкеру, чтобы стать чемпионом или призером Олимпиады - техника, сложившаяся годами, творческое начало или импровизационность?
- Все перечисленное имеет значение. Техника – само собой. Брейкер должен технически исполнять танец чисто, быстро, легко. Творческое начало, импровизация как одни из критериев должны быть у состоявшегося танцора. Помимо этого есть список критериев, по которому оценивается система судейства. Их нужно все учитывать. Будущим призерам Олимпиады очень много критериев нужно проработать в себе и не потерять в спортивном соревновании собственную индивидуальность, уникальные качества и способности. Да, мы видели, что зачастую такие танцоры чаще выигрывают, у кого есть и спортивная составляющая, и креативность. Танец у нас нелегкий, работаем телом, контролируем тело в разных кручениях, балансах и прочем, поэтому нужно работать над всеми составляющими.
- Ощущают ли отечественные брейкеры поддержку от государства?
- До того, как брейкинг стал олимпийским видом спорта, мы сами по себе неплохо существовали. Но после того, как мы присоединились к спортивному движению, соответственно, государство подключилось, организовываются спортивно-тренировочные сборы, была сформирована сборная. Все наши пожелания учитываются, вопросы пошагово решаются, мы чувствуем поддержку со стороны государства.
- В каких условиях приходится тренироваться атлетам? На ваш взгляд, хватает ли у нас тренеров и залов?
- Если говорить в целом, то каждый тренируется на своей базе: кто-то в танцевальной студии, кто-то арендует свой зал, преподает, тренируется сам. В этом плане особых изменений не произошло. Но благодаря организации сборной у нас добавились спортивно-тренировочные сборы, они проходят в течение года раз 10 перед каждым рейтинговым чемпионатом. То есть мы выезжаем, например, на спортивную базу под Алматы, где есть все условия для подготовки и проживания. Второй вариант – сборы за границей также на базах. В этом есть огромные плюсы. На сборах каждый из нас может полноценно сконцентрироваться на тренировках, сфокусироваться на себе, на своей подготовке к чемпионату, на результате, и никакие внешние факторы не отвлекают от этого, не надо думать о бытовых вещах, а можно сосредоточиться на себе и готовиться полноценно.
Казахстан завоевал первую лицензию Олимпиады на турнире в Италии
Что касается залов для занятий, то в принципе их хватает, в каждом городе есть, но пока нет специализированного зала для брейкинга.
Что касается тренеров, то они больше нужны для поддержания дисциплины, координации по времени. А так все члены сборной – состоявшиеся танцоры, сами себя сделали уже, и поэтому каждый из нас сам знает свой материал, что отработать и как это сделать.