– Ветеранское движение по футболу началось 1997-м, а в 2006 году оно перешло под эгиду Федерации футбола Алматы (ФФА). В 2017 году по указанию первого вице-президента ФФА Ахунова мы отделились и в апреле официально зарегистрировались в органах юстиции. Наша организация называется “Общественное объединение “Лига ветеранов футбола города Алматы”, – рассказывает Жамбулат Атанов. – Когда мы находились под федерацией, по непонятным причинам ФФА создала вторую, альтернативную лигу “Байсал”. Одни и те же футболисты стали играть и тут, и там. Я неоднократно задавал вопрос: зачем? Но получилось так, как получилось. Поэтому мы создали свое общественное объединение.
После выхода из федерации лига сократила размеры членских взносов:
– При ФФА мы вносили по 120 тысяч тенге, из-за этого стали терять команды: некоторые не тянут. Взнос сократили до 80 тысяч. Да, это мало. Но у нас есть спонсоры, которые оказывают помощь из личных сбережений. Один товарищ, например, просто купил мячи. Под федерацией мы не могли этого добиться. Кто-то помогает по-другому, но деньги стараемся не брать.
Не мудрствуя лукаво, новоиспеченный “Байсал” уходит под эгиду нового общественного объединения – лиги. По словам Жамбулата Атанова, после этого у алматинской федерации появилась головная боль: перестали поступать деньги на поддержание ветеранского движения:
– Мы знаем, что с ФФК (Федерации футбола Казахстана. – Авт.) поступает какое-то финансирование. Сеильда Икрамович Байшаков, в бытность президентом ее, узнал, что мы отделились, и долгое время, насколько я знаю, финансирование не шло в ФФА. Так как “Байсал” ушел к нам, федерации нужно было создавать какую-то лигу сорокалетних.
И что? В сентябре 2017 года появилась еще одна альтернативная ветеранская лига. Выхлоп: структур – много, игроков – мало.
И вот здесь, по словам Жамбулата Атанова, и начались откровенные нарушения:
– В ней играли не 11 на 11 игроков, а 8 на 8. В итоге часть наших футболистов они переманили к себе. Получается, одни и те же люди выступают в трех лигах. И по медицинским показателям, и по регламенту – так нельзя…
А судьи – кто?
Градус конфликта пошел на повышение. Из-за тех же положений регламента. По словам г-на Атанова, командам, вышедшим из структуры федерации, просто-напросто не дают судей:
– ФФА является монополистом на судей, то есть если ты под федерацию, грубо говоря, не гнешься, то арбитров не дают. А простым ребятам это все абсолютно не интересно, они хотят играть, получать удовольствие. Мы неоднократно обращались в ФФА в письменном виде. Про устно вообще молчу – я туда чуть ли не каждую неделю ходил. На запросы ответов нет. Нарушен полностью закон о порядке обращения. Хотя наше письмо на последнем исполкоме 2017 года было рассмотрено и одобрено. Почему в казахстанском футболе работает все меньше отечественных тренеров
По его словам, именно это обстоятельство стало настоящим стрессом для лиги, загнав ветеранский футбол в финансовую яму.
– За очень большие деньги стали приглашать ребят из Шымкента, Тараза, даже из Талдыкоргана. Оплачиваем дорогу туда и обратно, плюс накормить надо, за игру платить. Потом я обратился в академию спорта и сказал: “Давайте мы возьмем на себя обязательства учить ваших ребят, студентов, которые хотят быть судьями”. Те, кто продолжает в молодежной лиге играть, пусть приходят, зарабатывают и одновременно набираются опыта. Вот худо-бедно мы обошлись тем, что взяли этих студентов в качестве судей. (…) В федерации говорят, что не хватает судей, но, когда мы разговариваем с ними, знаем, что эти ребята готовы прийти к нам, и время у них есть.
Сейчас, по словам Атанова, общественное объединение ветеранов все еще пытается добиться равного положения с лигой федерации. И даже готово снова платить ее членские взносы.
– Хотелось бы быть на равноправном сотрудничестве с Федерацией футбола, – говорит он. – Мы не хотим никого подменять: они предоставляют нам судей, мы полностью соблюдаем их регламент, осуществляем членские взносы, закрепленные исполкомом, – все как положено. Федерация футбола – это единственный орган, который проводит все соревнования по футболу: мини, футзал, большой футбол и т. д.
Сергей Волгин: нужно сесть и поговорить
Наряду с любителями в Лиге ветеранов играют известные в прошлом казахстанские футболисты: Алмас Кулшинбаев, Асхат Кадыркулов, Сергей Жуненко, а также Сергей Волгин.
Именно к последнему мы обратились за комментарием – узнать, а так ли ветеранский футбол выглядит изнутри, каким кажется снаружи?
Кстати, играет Сергей Васильевич за спортивный клуб Тимура Сегизбаева.
– Что вы можете сказать о Лиге ветеранов футбола?
– Это очень полезная структура. Во-первых, ветеранский футбол для тех, кто уже закончил играть, – это такая отдушина. Но даже те, кто никогда не занимался профессиональным футболом, с нетерпением ждут каждый тур. Поэтому игры всегда проходят интересно, напряженно и эмоционально.
– Как насчет уровня играющих команд?
– Команды совершенно разные. Но, сами понимаете, ветеранский футбол – это не то, где нужно говорить об уровне подготовки. Люди приходят получать удовольствие от того, что они участвуют в соревновательном моменте. Помимо того, это – здоровый образ жизни, что тоже немаловажно, особенно для ветеранов.
– Слышали ли вы о разделении на две любительские лиги? Каково ваше отношение к этому?
– Конечно слышал. Это в большей степени касается 40-летних участников. Разделение идет у них. Но подробностей конфликта не знаю. Но он существует и в какой-то степени наносит определенный ущерб турниру. Две команды в прошлом году отказались от участия в нем. Я в курсе лишь об этом.
– Что может повлиять на то, чтобы конфликт пошел на спад?
– Мне сложно сказать. Во-первых, надо выяснить суть претензий, которые предъявляют те команды, которые не участвуют под эгидой ФФА. Но я не вижу здесь каких-то больших проблем. Наверное, нужно сесть, поговорить и найти точки соприкосновения. Главное, чтобы стороны конфликта сами этого желали.
Между тем Жамбулат Атанов высказал свое мнение о том, как можно разрешить этот конфликт.
– Мне бы хотелось, чтобы мы совместно заключили договор о сотрудничестве с Федерацией футбола Алматы, чтобы никакой вражды не было, – говорит он. – Создать одну реально хорошую лигу. Чтобы со своей стороны ФФА просто-напросто не мешала бы. Мы готовы сесть за стол переговоров, но нам постоянно выдвигают какие-то условия. Мы в отличие от ФФА в 2017 году провели свое первенство и Кубок в формате 11 на 11. Также в настоящее время создали свою контрольно-дисциплинарную комиссию.
Ни один звонок сверху, сбоку, из Федерации Казахстана, никто не может помешать нам.
Если игрок нарушил дисциплинарный регламент, он будет наказан, и никакого “скошения” не бывает.
– Если Федерация футбола Алматы не пойдет вам навстречу, то что может быть?
– Мы в настоящее время, как истинные патриоты своей страны, подготовили письмо президенту ФИФА Джанни Инфантино. Нашли каналы, переговорили с его помощниками. Но нам не хотелось бы позориться. Сами понимаете, ФИФА же сразу сюда приедет…
И второй вопрос, который мы ставим: перед выборами нового президента ФФК 10 февраля хотим акцентировать внимание на том, чтобы на поддержку ветеранского футбола выделялись деньги.
Просим обратить на нас внимание, ведь мы – единственные, кто играет в формате 11 на 11 по всей республике. У нас есть проекты по проведению чемпионата Казахстана.
***
После того, как мы выслушали двух представителей Лиги ветеранов, наш корреспондент связался с вице-президентом ФФА Владимиром АХУНОВЫМ. Но Владимир Викторович любезно отказался от каких-либо комментариев.
В связи с этим мы адресуем Федерации футбола Алматы несколько вопросов по данной теме:
1. Насколько информация, изложенная Лигой ветеранов в лице г-на Атанова, соответствует действительности?
2. Если же конфликт и вправду есть, то готова ли федерация пойти на его разрешение?
3. Каким образом это будет происходить?
АЛМАТЫ