«Если попробуем наверстать упущенное в этом году, то просто «укатаем» наших спортсменов» - президент Федерации велоспорта РК

Президент Федерации велоспорта Нурлан Смагулов рассказал корреспонденту медиа-портала Сaravan.kz, как пандемия отразилась на казахстанском велоспорте.

Казахстанская команда «Астана» сейчас участвует в знаменитой велогонке «Тур де Франс-2020», но то в Европе. В Казахстане условия карантина смягчили совсем недавно, и глава Федерации велоспорта поделился своими мыслями по поводу ситуации в нашей стране.

Как пандемия и карантин повлияли на велоспорт в Казахстане и мире? Сколько мероприятий сорвалось, насколько велик урон? Как быстро получится наверстать упущенное и при каких условиях?

В 2020 году федерация запланировала сорок семь республиканских соревнований и чемпионатов Казахстана: восемнадцать по велоспорту на шоссе, семнадцать по велоспорту на треке и десять по маунтинбайку и велокроссу. Из них провели всего пять, и еще одно в январе для любителей. Конечно, такая ситуация очень негативно сказалась на физической подготовке спортсменов и на их моральном состоянии. Велоспорт не такой вид спорта, который можно проводить в спортзалах. До девяноста процентов тренировочного процесса у гонщиков проходит на открытом воздухе, а соревнования играют решающую роль в их подготовке. Гонки, в которых велосипедисты участвуют согласно календарному плану, и есть часть их тренировок. Наверстать упущенное в этом году, к сожалению, уже никак не получится. Даже если ограничительные меры на проведение соревнований снимут в сентябре или октябре, с нашей стороны будет неразумно составлять плотный график, где чемпионаты будут идти один за одним. Так мы "укатаем" наших спортсменов. Поэтому, если государственная комиссия в скором времени разрешит проведение спортивных мероприятий, мы проведем лишь самые основные гонки - три национальных чемпионата и, возможно, некоторые любительские соревнования. Национальный чемпионат на треке можно провести и зимой, так как велотрек в Нур-Султане крытый, а для национальных чемпионатов по шоссе и МТБ можно подобрать трассу где-нибудь на юге Казахстана, где велосезон длится вплоть до начала ноября.

Снизилось ли качество тренировок для спортсменов? Смогут ли казахстанские спортсмены после карантина достойно представлять Казахстан на международных соревнованиях?

Безусловно. Как я уже говорил, велоспорт невозможен без тренировок на открытом воздухе. Однако наши ребята не лежали в унынии на диванах, все по возможности старались поддерживать себя в хорошей форме. В регионах им разрешили взять домой станки, так что кто мог - занимался на станках. Кому станков не хватило, тоже не сидели без дела: приседали, отжимались, делали дома силовые упражнения, кто-то занимался кардиотренировками, спускаясь и поднимаясь по лестнице в подъезде. После того как смягчили карантинные меры и разрешили индивидуальные тренировки, уже стали выезжать на велосипеде на улицу. Кстати, в начале июля федерация запустила челлендж с призывом к индивидуальным тренировкам, велолюбители со всего Казахстана нас поддержали. С 17 августа в Казахстане разрешили групповые тренировки на открытом воздухе до пяти человек и учебно-тренировочные сборы на аккредитованных базах. Это уже хорошо. С 1 сентября сборная по шоссе отправится на УТС в алматинские горы, а сборная по треку будет готовиться на велотреке "Сарыарка" в Нур-Султане. Что по поводу международных соревнований... С этим лучше дела обстоят у велокоманды "Астана". Большая часть участников во время карантина находилась в Испании и Италии, где послабления приняли раньше. И они уже участвуют в гонках и достойно выступают. Их соперники перед ними преимущества не имеют, потому что сами в такой же ситуации оказались, как и все в мире. Не только профессионалы участвуют в международных гонках, но и континентальный клуб Vino Astana Motors. Они начали сезон в начале августа и "взяли" этап в румынской многодневке.

Кто из молодых казахстанских спортсменов подаёт надежды? Кого можно выделить как самых перспективных?

В Казахстане очень развит шоссейный велоспорт, много талантливых ребят-шоссейников, всех перечислить невозможно. В Vino Astana Motors есть такие перспективные гонщики, как Евгений Федоров, Глеб Брусенский. Они выиграли золото на юношеских Олимпийских играх. На треке - это спринтеры Андрей Чугай, пару лет назад на чемпионате мира он завоевал бронзу, и Сергей Пономарев, он внёс решающий вклад в завоевание лицензии на Олимпиаду. В МТБ - это Темирлан Мухамедьянов, Егор Карасев.

Какой курс развития возьмёт казахстанский велоспорт после карантина?

В стратегии развития велоспорта в Казахстане федерация с недавних пор делает упор на три направления. Первое – это развитие в регионах. Думаю, я никого не удивлю, сказав, что ситуация в некоторых из них крайне плачевная: тренировочные базы находятся в состоянии упадка, а инвентарь своевременно не обновляется. Велоспорт - спорт высоких технологий, техническое оснащение должно быть современным. Мы прикладываем все усилия, чтобы помочь регионам. Стоит отметить, что местные органы при переговорах идут нам навстречу и готовы услышать наши проблемы. Второе - развитие любительского велоспорта. Федерация находится на стадии выстраивания дружеских отношений с сообществами любителей. Нам крайне необходима эта дружба, чтобы знать, какие проблемы беспокоят их и как мы можем способствовать популяризации направления. Третье - развитие BMX. Это весьма перспективный вид велоспорта, олимпийская дисциплина, у которого есть ряд преимуществ: заниматься им можно с пятилетнего возраста, он не требует тренировок на дорогах, достаточно специальной трассы, не нужно технического сопровождения во время тренировки. Добавим к этому то, что BMX - зрелищный и привлекательный, что в будущем не может не заинтересовать смелых и активных детей.