Екатерина Красюкова: В нашем футболе и без договорных матчей все ясно

Правда, в сборной ей места почему-то не находится: в то время как первая команда Казахстана тренировалась на сборах в ОАЭ, Красюкова отдыхала в Алматы.

С нынешним тренером сборной не знакома

– Пока в сборной был мой нынешний клубный тренер Калоян Петков, я в ней играла, – рассказывает Красюкова. – При сменившем его Айтпае Джамантаеве поначалу тоже. Но потом он, вероятно, посчитал, что я уже возрастной игрок и для сборной не гожусь. С нынешним же тренером (Разия Нуркенова. – Прим. авт.) вообще не знакома. Но я не в претензиях. Меня это уже не задевает. Наверное, возраст сказывается.

– Из прошедшего сезона вам и без сборной будет что вспомнить. Например, победу над “Барселоной” в Лиге чемпионов…

– Тот матч я провела на скамейке, поэтому ничего особенного для победы не сделала.

– Интересно, какие слова нашел Петков, мотивируя команду на матч с испанками?

– Играть в свой футбол и получать от этого удовольствие. То же самое он сказал и перед ответным матчем. И добавил, что мы уже вписали свое имя в историю. К тому же команда знала, что против нас выйдет сильнейший состав “Барселоны”, в то время как в Шымкент не прилетали несколько основных игроков.

Мы привыкли к медленному футболу

– Первый мяч вы пропустили уже на четвертой минуте. Какой была реакция?

– Обидно, когда настраиваешься продержаться как можно дольше, но получаешь ранний гол. Мы еще толком на поле не освоились. Там газоны поливают, чтобы футбол был быстрым. Мы же, к сожалению, привыкли к медленной игре.

– Без легионеров команда смогла бы навязать свою игру “Барселоне”?

– Нет. У нас есть хорошие игроки, но их недостаточно.

– Как девочки из-за границы приживаются у нас?

– С россиянкой Кристиной Машковой и украинкой Дарьей Кравец никаких проблем нет: ни на поле, ни в быту. С Гульнарой Габелия тоже. Хотя, когда в свое время она приехала из Грузии, не знала русского языка, поначалу ей было тяжело. Языковой барьер – единственная сложность с американками. Ну а девочки из Африки малость недисциплинированные, могут позволить себе, к примеру, не спать до четырех утра.

Убогое зрелище

– Наверное, для того, чтобы выиграть наш чемпионат, в котором участвуют всего пять команд, не обязательно соблюдать режим?

– К сожалению, наш чемпио­нат сегодня – действительно убогое зрелище. Женский футбол развивается только в Шымкенте. В остальных же городах девочки играют, пока учатся в школе или институте. Дальше – тупик. Ступеньки из молодежного футбола в профессиональный не существует.

– Но вы же после института не ушли из футбола…

– Я играла в “Алма-КТЖ”, где неплохо и стабильно платили. Кроме того, мы выступали в первой лиге чемпионата России и даже выиграли ее. Но в высшую лигу нас готовы были пропустить при условии, что все девочки из Казахстана считались бы легионерами. А кем нам тогда играть?

Денег не было вообще

– Что было после того, как проект “Алма-КТЖ” закрылся?

– Большая часть девочек вместе с тренером Борисом Емелиным переехала в Шымкент, но мне не хотелось покидать Алматы. Более того, считала, что Емелин дал мне уже все, что мог. Мы с Машей Яловой перешли к Наталье Дорошевой в СДЮШОР № 2. Там играли совсем молодые девчонки, которые только дебютировали в чемпионате. В команде денег не было вообще. Год мы отыг­рали на голом энтузиазме. Жили только за счет того, что получали как игроки сборной. Позже возник вариант с алматинской СШВСМ.

– СМИ писали, что причиной вашего последующего ухода из СШВСМ стали некие разногласия по условиям контракта…

– Да какие там контракты? Играли по типовому договору, который составлялся на год. Он закончился, его не стали с нами продлевать. Мы ушли. Экс-футболистка сборной Казахстана Мария ЯЛОВА: Мы и с Моуринью никого не обыграем

– В Шымкенте сколько вам еще играть по контракту?

– Два года. Но если в какой-то момент пойму, что исчерпала свои возможности и больше не могу или, что еще страшнее, не хочу играть, могу без проблем уйти.

– За свою карьеру вы так и не поиграли за границей…

– В 2000 году были слухи, что меня хотел подписать какой-то клуб из Китая. Насколько это было правдой, я так и не узнала. Вообще, никогда не стремилась уехать в другой чемпионат. Здесь у меня все было стабильно в профессиональном плане. Видимо, была не готова выйти из зоны комфорта.

Шымкентская эйфория

– Был матч, после которого чувствовали себя счастливым человеком?

– Их было несколько. Когда в 2004 году впервые в истории “Алма-КТЖ” выиграла квалификационный турнир Лиги чемпионов. Потом когда играли первый матч за СДЮШОР № 2 против Шымкента. Первый тайм проиграли 0:3, но во втором наш тренер произвел изменения в составе, и мы соперниц просто разнесли – 4:3. На тот момент мне было 29 лет, и я считала, что чувство эйфории от побед испытать уже не дано. Но ошибалась. Ну и ничья в Шымкенте с “Франкфуртом” – 2:2, на тот момент сильнейшей командой Европы. Мы еще и первыми забили.

Бегаю и думаю про себя: “Мы правда выигрываем?”.

– Из тех соперников, с которыми вы встречались на поле, “Франкфурт” был самым сильным?

– Запомнился еще “Лион”. Фантастическая команда. Правда, принимали они нас на запасном стадионе. А вот у женской команды “Пари Сен-Жермен” есть собственная шикарная арена.

Детство прошло в аптеке

– С вашим опытом после завершения карьеры сам бог велит остаться в футболе…

– На нем свет клином не сошелся. Мне интересны другие вещи. К примеру, диетология. Как можно исправить процессы, которые идут в организме.

– Интересно, сколько нужно времени, чтобы сбросить, к примеру, 5 кг?

– В первую очередь надо узнать ваш режим дня, как питаетесь, спите, есть ли заболевания, какие принимаете лекарства. Когда переводишь человека на правильное питание, ты должен знать о нем всё. После этого спрашиваешь: почему его волнует лишний вес прямо сейчас, а не пять лет назад? Цель должна быть только одна – чувствовать себя здоровым и счастливым.

Если же ему надо просто сбросить вес, потому что он не влезает в новые джинсы, то эта цель изначально неверная.

Такими вопросами интересовалась с детства. Оно у меня прошло в аптеке, где работала мама. Когда стала заниматься проф­ессиональным спортом, пришлось задуматься над тем, как повысить свою работоспособность.

– Что предлагали медики в клубе?

– Что они могли предложить? Мази, бинты, таблетки от головной боли. Что-то другое рекомендовали в диспансере.

У нас никогда в командах не было докторов с хорошим медицинским образованием.

Вот в сборной с нами несколько раз работал Петр Пустовар. Он сейчас в карагандинском “Шахтере”. Все девчонки были от него в восторге. Тогда я впервые поняла, что значит именно спортивный доктор. Женские лица футбола

На нас обкатывают судейский молодняк

– Мужской футбол смотрите?

– Да. В Шымкенте с девочками ходим иногда на “Ордабасы”. Но больше люблю английскую премьер-лигу, болею за “Арсенал”. В Британии футбол драйвовее.

– Бывают ли в нашем женском футболе договорные матчи?

– В них нет смысла. У нас ведь заранее ясно, кто займет первое место, кто второе, а кто третье.

Если же мы недовольны судейством, это не значит, что арбитры кого-то “убивают”. Просто на наших матчах обкатывают судейский молодняк.

У них мало опыта, поэтому они могут иногда принять неправильное решение.

Алматы