В этом году на Азиатских играх в Ханчжоу казахстанские киберспортсмены впервые смогли побороться за настоящие медали, так как их дисциплина была включена в программу соревнований наравне с традицонными видами спорта.
Однако на данный момент остается вопросом, войдет ли киберспорт в программу Олимпийских игр в Париже, которые пройдут уже этим летом. Редакция медиапортала Caravan.kz разобралась, какой результат смогли показать казахстанские киберспортсмены на Азиаде и обошлось ли без скандалов в ходе турнира. Мы постараемся кратко вспомнить историю киберспорта в нашей стране, а также расскажем о самых богатых представителях этого вида спорта в Казахстане.
История выступления казахстанских киберспортсменов на Азиатских играх
В этом году киберспортсмены из разных стран соревновались между собой в восьми дисциплинах: Dota 2, FIFA, League of Legends, Dream Three Kingdoms 2, HearthStone, Arena of Valor, PUBG Mobile и Street Fighter 5. Как пишет портал reuters.com, команды и отдельные участники соревновались за восемь золотых медалей в нескольких дисциплинах, включая онлайн-футбол и многопользовательские игры на боевой арене.
Первое «золото» Азиатских игр по киберспорту принадлежит Китаю, который победил Малайзию в многопользовательской боевой игре для смартфонов Arena of Valor и порадовав фанатов во всем мире.
Справка «Каравана»
Киберспорт – это соревнования в компьютерных играх, которые превратились в многомиллиардные состязания, как в командном виде, так и в индивидуальном.
В настоящее время существуют различные жанры киберспорта, такие как шутеры от первого лица, многопользовательские онлайн-арены, такие как League of Legends и Dota 2, файтинги, такие как Mortal Kombat, и спортивные игры.
Шутер – игра с применением стрельбы. Файтинг – игра с имитацией рукопашного боя малого числа персонажей в пределах ограниченного пространства, называемого ареной.
Киберспорт был впервые представлен на Азиатских играх в 2018 году в качестве демонстрационного вида. Медали разыграли в шести компьютерных играх (Clash Royale, Hearthstone, StarCraft II, Pro Evolution Soccer 2018, Arena of Valor и League of Legends).
Как рассказывает портал prosports.kz, на первых Азиатских играх казахстанцы участвовали только в трех дисциплинах. Адлет Сатыбалдин уступил в первом раунде в StarCraft II. Киберфутболисты Каныш Абыкенов и Ринат Утепов проиграли три матча в группе и завершили борьбу за медали в Pro Evolution Soccer 2018. Потерпев шесть поражений на групповом этапе, казахстанцы также завершили борьбу в League of Legends.
В этом году на Азиаде наши киберспортсмены остались без медалей:
DOTA 2: сборная Казахстана по этой дисциплине окончила свое выступление в 1/4 финала и вошла в топ-5 среди всех стран.
PUBG MOBILE: киберспортсмены из Казахстана смогли отобраться в 1/8 финала, не пройдя дальше.
FIFA Online 4: киберспортсмены закончили свое выступление в 1/4 финала, заняв топ-6 в данной дисциплине.
Arena of Valor (AOV): казахстанцы завершили свое выступление в 1/4 финала и вошли в топ-5 среди всех стран.
League of Legends (LoL): сборная Казахстана по LoL завершила свое выступление на стадии группового этапа и не смогла квалифицироваться в стадию плей-офф.
Street Fighter V: файтеры не продвинулись дальше 1/16 финала.
Dream of the Three Kingdoms (DTK): сборная Казахстана по мобильной игре DTK завершила свое выступление в 1/4 финала, войдя в топ-5 по DTK.
Без скандалов не обошлось
Одного из игроков сборной по PUBG Mobile Дарына Бейбитова дисквалифицировали после обнаружения в его крови запрещенного вещества туринабол. Это произошло до начала соревнований. О ситуации в интервью ZTB.kz рассказал другой игрок команды Сырым Тулеуш. Он пожаловался, что из-за этой дисквалификации наша сборная не смогла побороться за золото Азиады, так как Дарын являлся ключевым игроком.
Справка «Каравана»
Туринабол – препарат, используемый для увеличения мышечной массы.
В беседе с ZTB.kz Тулеуш подчеркнул, что считает взятие проб на допинг у киберспортсменов «абсурдом».
«У нас нет физических упражнений, у нас работают только мозг, глаза и реакция. Наш отстраненный от соревнований игрок ходит в тренажерный зал и занимается там. Как и многие другие люди, которые ходят в зал и не могут естественным путем набрать мышечную массу, он употреблял туринабол. Он использовал его за неделю до того, как нам сообщили, что у нас будет допинг-контроль. И вот мы сдали допинг-тест (моча), выявился туринабол (запрещенное вещество)», - объяснил киберспортсмен.
По его словам, ДРС «заставила сократить список киберспортсменов Казахстана». Якобы из-за нехватки денег.
Он уточнил, что должно было быть пять игроков с заменой. В итоге сборная Казахстана по киберспорту состояла из четырех игроков и одного тренера.
При этом телеграм-канал «Дядя Ваня» пишет, что в окончательном списке делегатов от нашей страны для выступления на Азиаде-2023 Бейбитов уже не фигурировал.
Кроме того, телеграм-канал «Дядя Ваня» узнал подробности этого скандала у директора национального антидопингового центра Казахстана Майры Бакашевой. Специалист недоумевает, почему о допинге в казахстанском киберспорте заговорили только после неудачи на Азиаде.
«Все атлеты, которые участвуют в Азиатских играх, обязаны проходить допинг-контроль. Это стандартное требования для состязаний, которые проводятся под эгидой Международного олимпийского комитета (МОК). С января по сентябрь 2023 года наш центр протестировал около 1,5 тысяч казахстанских атлетов, но допинг-проба дала положительный результат только у киберспортсмена Дарына Бейбитова.
Мочу он сдал в июне. Через месяц стало известно, что у него в пробе обнаружен запрещенный анаболический стероид туринабол. В истории казахстанского киберспорта такой инцидент случился впервые. Парень регулярно посещал фитнес-клуб и, видимо, там подсел на что-то нелегальное.
После того, как мы оповестили киберспортсмена о проваленном тесте, он не предоставил нам никаких объяснений. У Дарына Бейбитова появился бы шанс скостить себе срок дисквалификации до 3 лет, если бы он написал признательное соглашение. Он этого не сделал. Теперь спортсмен лишен права выступать на соревнованиях на 4 года», - сказала Бакашева.
Как развивался киберспорт в Казахстане
В Казахстане в начале 2000-х годов начали становиться популярными LAN-соревнования, где все участники сражались в одном помещении по локальной сети. Тогда первые киберспортсмены появились в стране и поняли, что игры - это не только способ расслабиться и провести время, но и возможность для самореализации и заработка.
В 2005 году команда k23 (Kazakhstan 2030) достигла второго места в Counter Strike: Source на чемпионате World Cyber Games (WCG) в Сингапуре, где призовой фонд составлял 435 тысяч долларов. На WCG-2005 казахстанские спортсмены даже обошли знаковую российскую команду Virtus.pro, что было важным достижением в индустрии киберспорта.
Главная проблема казахстанского киберспорта
Скорость интернета. Любому киберспортсмену важна молниеносная реакция. А все игровые серверы расположены в Европе. А согласно законам физики распространение сигнала в среде идет с задержкой на 10-15 миллисекунд на каждые 1000 километров. В киберспорте важно такое понятие, как пинг – это время ответа вашего компьютера на запрос. Чем этот показатель будет меньше, тем быстрее и плавнее идёт игровой процесс. В Казахстане этот показатель лучше в Актобе и Актау, так как они более приближены к Европе (50-60 миллисекунд).
Самые богатые казахстанские киберспортсмены
Портал procyber.me составил рейтинг самых богатых представителей киберспорта из Казахстана в различных играх. В нем представлен заработок за весь карьерный период.
- Санжар «neaLaN» Ишкаков – $100,352.22
- Бектияр «fitch» Бахытов – $104,034.05
- Виктор «Lack1» Болдырев – $125,605.11
- Абдималик «Malik» Сайлау – $160,958.54
- Айбек «TA2000» Токаев – $166,094.06
- Рустем «mou» Телепов – $293,103.48
- Даурен «AdreN» Кыстаубаев – $446,899.30
- Тимур «buster» Тулепов – $501,067.47
- 9 Алексей «Qikert» Голубев – $597,154.13
- Абай «HObbit» Хасенов – $803,347.92