Обратно она вернулась буквально накануне первого матча чемпионата и просто не успела собрать все необходимые документы. К тому же возникли проблемы с переходом в клуб ряда игроков из других команд.
В результате к первому туру заявить успели всего 11 футболистов, из которых двое – вратари, а Юрий Найдовский не имел права играть в стартовом матче 9 апреля против “Актюбинца” из-за дисквалификации.
Пришлось тряхнуть стариной ветеранам – главному тренеру Бахтияру Байсеитову (40 лет) и его помощникам Курбану Бердыеву (40 лет) и Борису Евдокимову (41 год).
Благо все трое, завязавшие с игровой карьерой в середине 1980-х, еще не растеряли физическую форму. Более того, годом ранее Байсеитов, параллельно возглавлявший сборную Казахстана, сыграл в ее составе товарищеский матч против национальной команды Ливии и даже забил единственный гол (1:0). “Актюбинцу” “Кайрат” проиграл (1:2), но вошел в историю участием в одном матче сразу 3 человек с тренерской скамейки в возрасте 40+.
В том “Кайрате” мог играть и 33-летний Сергей Климов, но зимой 1993-го он принял более выгодное в финансовом плане предложение от другого клуба из Алматы, новообразованного “Достыка”. К слову, тот сезон стал самым результативным в карьере нападающего – 19 мячей в 25 матчах. Впоследствии Климов вернется в “Кайрат”, поприсутствует при скандальном разделе клуба на “армейский” и “гражданский” в 1998-м, а через 3 года уже в составе “Востока” проведет свой последний сезон в высшей лиге чемпионата Казахстана. На тот момент Сергею будет уже 41 год, и он станет самым возрастным голеадором в истории отечественного топ-дивизиона. Рекордный мяч Климов забьет 22 июня 2001 года в ворота “Актобе” в 41 год и 157 дней. А гол, к слову, станет победным – “Восток” выиграет со счетом 3:1.
Барьер перед легионерами
Руководство казахстанского футбола время от времени озабочивается уровнем играющих у нас легионеров. Тезис о том, что “приезжий футболист должен быть на порядок сильнее местного”, реализуется не всегда.
Нередко случается, что тренер “материально” заинтересован ставить в состав иностранца, а не казахстанского футболиста. К тому же к нам, как правило, едут те, кто уже “на сходе” и не востребован в более сильных лигах.
Чтобы поставить барьер перед второсортными легионерами, в Казахстане несколько раз вводили ограничение на участие в чемпионате зарубежных футболистов старше 30 лет. Это правило, в частности, действовало в прошлом году. Отмена же его в нынешнем позволила, к примеру, “Кайрату” подписать контракт с 36-летним Вагнером Лавом. Бразилец картины в алматинском клубе не портит. С 7 голами он – второй по результативности игрок команды.
Появлялись в нашем клубном футболе легионеры и постарше Лава. Одним из лидеров столичного “Локомотива” (ныне – “Астана”) в его дебютный сезон 2009 года был 39-летний экс-спартаковец Андрей Тихонов. В 2013-м в павлодарский “Иртыш” приезжал бывший капитан сборной Беларуси, отыгравший за нее более 100 матчей, Александр Кульчий. На тот момент ему тоже было 39 лет. В таком же возрасте ворота костанайского “Тобола” в 2005-м защищал соотечественник Кульчия Валерий Шанталосов. Но самым возрастным легионером в истории топ-дивизиона чемпионатов Казахстана был другой голкипер. “КАРАВАН” вспомнил футбольных звезд, заглянувших в Казахстан на излете карьеры
Борис Белошапка за 20 с лишним лет карьеры поиграл в клубах Беларуси, Украины, Израиля, Польши, Узбекистана. Новой точкой на его футбольной карте стал Казахстан. В 2003 году Белошапку пригласил в “Ордабасы” возглавивший команду Сергей Шевченко. Правда, тренер не проработал в Шымкенте и до мая. Короткой получилась командировка в “Ордабасы” и его протеже-вратаря. Тем не менее, сыграв 12 июля в Семипалатинске против “Елимая” (0:1), в 41 год 153 дня, Белошапка стал самым возрастным легионером в истории казахстанского клубного футбола.
Самый возрастной полевой игрок…
Считается, что футбольный век голкипера длится дольше, чем полевого игрока. Тем не менее и среди игроков других амплуа встречаются заигравшиеся дольше “положенного” срока ветераны.
Вряд ли постучавший в 1969 году в двери семипалатинской спортивной школы 11-летний Андрей Пинчуков предполагал, что он не просто станет профессиональным футболистом, а будет заниматься любимым делом аж до 42 лет. Однако всё именно так и случилось. На протяжении своей долгой карьеры Пинчуков оставался верен родному “Спартаку”/”Елимаю”, ненадолго отлучаясь в “Кайрат”, карагандинский “Шахтер” и “Булат” из Темиртау. При этом еще со школы он играл исключительно в центре защиты на исчезнувшей ныне позиции либеро.
“Выступать до 42 лет мне помогли беззаветная любовь к футболу и профессиональное отношение к делу. Когда мне стукнуло 40, трудно стало восстанавливаться после тяжелых игр и длительных переездов, но, несмотря на возраст, я был востребован”, – рассказывал в интервью журналу “Футбольные вести” Пинчуков.
Андрей стал самым возрастным полевым игроком в истории высшего дивизиона чемпионатов Казахстана. Сезон-1999 завершился, когда Пинчукову было 42 года и 56 дней. Он мог бы забить и самый поздний гол, но в концовке своего последнего сезона в высшей лиге не реализовал пенальти в игре с “Тоболом” (1:2).
2 декабря 2016 года Пинчукова не стало. Он умер в родном Семее, где его именем назван спортзал средней школы № 35, в которой Андрей учился с 1-го по 10-й класс.
…И вратарь
Многие вратари чувствовали себя за спиной Пинчукова как за каменной стеной. Один из таких счастливых голкиперов – Юрий Ишутин. Защитника и вратаря судьба свела в “Елимае” в чемпионском для семипалатинцев сезоне-1998, а затем вновь развела по разным командам. Их альянс оказался непродолжительным, поскольку Ишутин, как и Пинчуков, был патриотом своего родного Павлодара. 17 из 26 сезонов своей карьеры Юрий отыграл за “Иртыш”.
Заключительным в высшей лиге для него стал 2001 год, который он провел в составе “Востока”. В том чемпионате Ишутин принял участие в 12 матчах, последний из которых – 11 октября в Усть-Каменогорске против “Шахтера” (0:2), когда вратарю-ветерану было уже 42 года и 111 дней. Он – самый возрастной игрок в истории высшего дивизиона чемпионатов Казахстана. Из действующих футболистов ближе всех к этому рубежу подошли вратарь “Тобола” Александр Мокин – 39 лет (родился 19.06.1981) и его коллега по амплуа Ненад Эрич из “Астаны” – 38 лет (родился 26.05.1982).