О том, как создавалась картина и какие события, в том числе мистические, это сопровождали, рассказал “КАРАВАНУ” автор и продюсер проекта Константин СТОЛБОВСКИЙ.
Когда летом прошлого года в моей родной Алма-Ате убили Дениса, я сел у себя в Москве на кухне, налил рюмку водки и заплакал.
– Вспоминаю тот июльский день, когда произошла трагедия с Денисом Теном. Я тогда работал в “Аргументах и фактах”, отвечал за спортивный раздел на портале. Мне, естественно, дали задание собирать информацию о случившемся. Однако неожиданно для себя я впал в ступор. Хотя вроде за 40 лет в профессии меня мало что может реально взволновать. Пальцы отказывались печатать, голова была абсолютно пустой, я просто не мог работать и ушел домой.
Эта история настолько задела мое сердце, что я еще месяца два по вечерам рассказывал жене всё, что узнавал из Алматы.
Со временем эта тема как-то ушла глубоко внутрь и снова напомнила о себе, когда близилась годовщина убийства Дениса. В тот момент я уже работал на “Матч ТВ”. Может, прозвучит пафосно, но появилось желание что-то сделать для памяти Тена, отдать, как земляку и журналисту, долг родному городу. Замысел фильма был достаточно размытым. Тем не менее я получил одобрение на работу. Ехал в Алматы, естественно, с определенными мыслями, планами и намерениями, но всё повернулось иначе. От прежнего замысла реализовалось только процентов пять.
Признаюсь, когда вернулся в Москву, то не совсем понимал, как структурировать собранный материал, какой вложить в него смысл. Пару недель лежал на диване, не открывал файлы, не прикасался к сценарию. Через какое-то время еще раз пересмотрел все видео, начал отбирать отдельную съемку, и потихоньку выстроился замысел, который можно назвать воспоминанием.
Снимать маленький фильм про Дениса Тена, оказывается, очень трудно. Он прожил свои 25 лет как-то так, что в них поместилась целая эпоха. “События, не имеющие отношения к спорту, - только камешки на моем пути”: сегодня девять дней со дня трагической гибели Дениса Тена
Попробуйте снять короткий метр про эпоху Возрождения, например. У вас совершенно точно будут трудности. Вы очень быстро поймете, что нельзя объять необъятное. А Денис Тен – эпоха.
То, что Денис сделал в спорте – это только вершина айсберга его таланта, самая видимая часть. Когда начинаешь ближе узнавать его через рассказы друзей, тренеров, знакомых, понимаешь, что он – отдельная вселенная, а мы все просто были рядом: кто-то ближе, кто-то дальше. Отсюда и появилась главная идея – рассказать не о событиях того дня и расследовании преступления, а о том, каким человеком он был, чтобы мы помнили и понимали, кого потеряли.
Для меня стало откровением, что два слова – Денис и Тен – способны открывать любые двери, сближать людей.
Звезды спорта – люди особенного склада, с которыми не всегда легко найти контакт. Однако стоило только обозначить свой интерес, как моментально следовала реакция со стороны и Алексея Ягудина, и Елены Водорезовой, и Татьяны Анатольевны Тарасовой, которая, к сожалению, по личным обстоятельствам срочно улетела за границу, и мы с ней не встретились.
Та же история в Алматы. Без каких-либо предварительных договоренностей звоню Розе Рымбаевой с незнакомого для нее номера, излагаю ей задачи, и народная артистка Казахстана тут же соглашается на встречу. Илья Ильин отложил подготовку к соревнованиям и приехал ради разговора о Денисе. И так было со всеми. У каждого находились какие-то слова, добрые воспоминания, никого не надо было заставлять говорить – беседа текла сама по себе. Даже те, кто помогал в работе над фильмом – зачитывал текст, снимал на камеру, делился фото и видео – отказывались от гонораров, делая всё от чистого сердца.
13 – его число. 13 июня родился. В 2013 году стал серебряным призером чемпионата мира. Даже на олимпийский пьедестал он взошел под 13-м номером, причем соревнования одиночников начались 13 февраля.
Количество глав – 13 – появилось случайно. Я не склонен к мистицизму, но число 13 попадалось везде, даже встревало в кадр. Сам сценарий сложился в 13 листов. Ближе к концу работы стало понятно, что это число играет какую-то роль.
“Пока я вижу себя только фигуристом. Что будет дальше? Я не хочу об этом думать. Знаю, что… себя найду в чем-то. Но где я буду – еще не знаю…” (Д. Тен)