Буря в стакане

Поводом попинать могущественную "Феррари" стало то, что за сто метров до финиша лидеру гонки, второму пилоту команды бразильцу Рубенсу Баррикелло, было приказано пропустить вперед Михаэля Шумахера. Баррикелло и Шумахера освистали прямо на пьедестале. Затем в бой пошли средства массовой информации с заголовками и фразами типа: "Формула 1 умерла" или "Феррари" губит Формулу 1.

Для тех, кто особо не увлекается автогонками, подчеркну, что "Феррари" затеяло игру из-за рейтинговых очков. Эти самые очки на каждом этапе даются гонщикам, сумевшим пробиться в шестерку сильнейших. За первое место полагается 10 очков, за второе - 6, за третье - 4, за четвертое - 3, за пятое - 2, за шестое - 1.

"Феррари" всегда ставит перед собой задачу выиграть чемпионат мира в личном зачете. Кто конкретно станет первым, для хозяев особой разницы, наверное, нет, главное, чтобы самая "макушка" пьедестала почета была занята парнем в красном комбинезоне.

До Гран при Австрии в общем зачете лидировал Михаэль Шумахер - 44 очка. На втором месте шел Хуан Пабло Монтойя из "Уильямса" - 23, на третьем - его одноклубник Ральф Шумахер - 20. Баррикелло же был только на шестой позиции с шестью очками. Лишь на одном из пяти предыдущих этапов он сумел попасть в призы, закончив гонку вторым, на остальных - сошел с дистанции. Причина - неполадки автомобиля. Но в то же время отметим, что у его одноклубника Шумахера машина не ломается. Хотя думаю, что оба болида "Феррари" механики готовят к гонкам с одинаковой тщательностью. Да и вообще никто не спорит, что Михаэль сегодня более классный гонщик, чем Рубенс.

Спортивный директор "Феррари" Жан Тодт приказал Баррикелло притормозить и пропустить Шумахера ради четырех очков, чтобы максимально упрочить на сегодняшний день лидирующее положение Михаэля в общем зачете чемпионата мира. Согласитесь, как спортивный функционер Тодт сделал все правильно для того, чтобы приблизить "Феррари" к чемпионскому титулу. Именно ради этой цели выбрасываются бешеные деньги на техническое вооружение машин, заключаются баснословные контракты с такими асами, как Шуми или Баррикелло.

Убежден, сторонний наблюдатель воскликнет: а как же армия болельщиков?! Мол, циничные буржуи из "Феррари" попирают принципы спортивной борьбы, дискредитируют автомобильные гонки… Но вся суть в том, что руководство "Феррари" в минувшее воскресенье действовало в полном (!) соответствии с давным-давно сложившимися спортивными принципами.

Возьмем, к примеру, велоспорт. В каждой профессиональной команде есть человек, на которого руководство делает ставку. Остальные участники подбираются именно для того, чтобы освободить лидера от черновой работы и сохранить ему силы для решающего рывка. Так было, так есть и так будет. Российская пресса, например, сейчас иронизирует над Шумахером: мол, сам претендует на роль великого, а пользуется такими подачками.

Однако ничего похожего прежде не писалось, когда россиянин Павел Тонков был на подъеме и назначался лидером команды на ту или иную гонку, а всем одноклубникам вменялось в обязанность вкалывать на него по самой полной программе. Почему тогда никому в голову не приходила мыслишка предложить: "Паша, откажись от этой "милостыни", скажи, что будешь лучше последним "грегори", душа будет спокойнее. Зачем тебе такая победа?"

Так нет, средства массовой информации, напротив, несколько лет назад восторгались: нашему парню доверили роль лидера! Теперь у России есть шанс выиграть "Джиро д'Италия" или "Тур де Франс".

Или возьмем другой пример, когда после развала СССР в фигурном катании начали появляться "подведомственные" России судьи из постсоветских республик, которым за попадание на судейство на международных соревнованиях вменялось в обязанность проталкивать в знак благодарности россиян и "гасить" конкурентов. Российские СМИ как-то не обращали внимания на эту многолетнюю дискредитацию фигурного катания как вида спорта. Зато вспомните, какие интонации появились во время истории, когда была поставлена под сомнение победа на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити Бережной и Сихарулидзе, закончившаяся вручением канадской паре Сале и Пеллетье второго комплекта медалей...

Поэтому, уверен, ход "Феррари" на Гран при Австрии не погубит Формулу 1. Безусловно, можно понять недовольство болельщиков из Бразилии, переживающих за Баррикелло. Понятна и реакция президента страны, заявившего, что его соотечественник является истинным победителем Гран при Австрии. "Сегодня вся Бразилия едина в том, что Рубенс Баррикелло - победитель Гран при Австрии. Эта Чаша - его", - отметил бразильский президент.

А теперь давайте представим, что через несколько лет Баррикелло станет визиткой "Феррари" и его партнеру по команде прикажут уступить Рубенсу первое место. Как вы думаете, станет ли тогда президент Бразилии делать какие-нибудь заявления в пользу "пострадавшего"?

Можно вспомнить также и случай, когда на чемпионате мира 1986 года Марадона забил гол с помощью "руки божьей". Отказалась ли тогда Аргентина от победы и погубило ли то решение мировой футбол? Да нет, конечно.

Подобные примеры можно приводить очень долго. Но ни один из них так и не уменьшил нашего интереса к спорту.

Несложно объяснить и то, почему германская пресса слегка журит своего кумира за Гран при Австрии. Вот что, например, появилось на этой неделе в Интернете под заголовком "В Германии разочарованы победой Михаэля Шумахера".

"Подаренной победой" назвала его финиш в воскресенье на очередной гонке Формулы 1 в Австрии газета "Берлинер цайтунг". Она отметила также, что его напарник по команде "Феррари" Рубенс Баррикелло, лидировавший всю гонку, "по указанию руководства команды уступил победу" Шумахеру.

"Скандалом" назвала в свою очередь "Бильд" то, что произошло на глазах миллионов телезрителей, которые видели, как Баррикелло примерно в ста метрах до финиша явно притормаживает, пропуская немецкого гонщика к победе. А команда, поясняет "Бильд", поступила за три круга до конца гонки. "Это черный день в истории Формулы, - пишет газета. - Никогда еще так не освистывали победителя". Хотя в принципе обоих гонщиков лично трудно в чем-то обвинить. Они прекрасно провели гонку, но руководство "Феррари", видимо, откровенно уже сделало ставку на победу Шумахера в сезоне.

Если внимательнее присмотреться к двум предыдущим абзацам, то особого разочарования вы в них все равно не найдете - только констатация фактов. Но она не ставит под сомнение то, что Шумахер - лучший гонщик последних лет...

Сейчас легкий наезд на Шумахера - это дополнительный интерес к тому или иному изданию. Не больше.

На церемонии награждения Михаэль отдал кубок за победу на Гран при Австрии, Рубенс взял трофей. Думаю, что Рубенс не в обиде на Шумахера, да и на Жана Тодта - тоже. Все произошло в соответствии с азбучными истинами большого спорта. В спорте и прежде, и сейчас всегда было что-то от цирка. Такова жизнь.

Кстати, руководство "Ферарри", понимая, что может вызвать на себя волну недовольства, не стало топить своего спортивного директора.

"Интересы команды превалируют над желаниями сердца и желаниями других пилотов. Я понимаю разочарование Баррикелло и некоторых болельщиков, однако я должен сказать, что Жан Тодт принял правильное решение", - заявил глава "Феррари" Лука де Монтедземоло.

ГРАН ПРИ АВСТРИИ

Шпильберг. Автодром А1 Ring. 307,162 км - 71 круг по 4326 метров. На старт вышли 22 уЧастника. Финишировали 12.

Шестерка лучших

1. Михаэль ШУМАХЕР (Германия), "Феррари" - 1 час 33 мин 51,562 сек (средняя скорость - 196,344 км/ч)

2. Рубенс БАРРИКЕЛЛО (Бразилия), "Феррари" - отставание 0,182 сек

3. Хуан Пабло МОНТОЙЯ (Колумбия), "Уильямс" - + 17,730 сек

4. Ральф ШУМАХЕР (Германия), "Уильямс" - + 18,448 сек

5. Джанкарло ФИЗИКЕЛЛА (Италия), "Джордан" - + 49,965 сек

6. Дэвид КУТХАРД (Великобритания), "Макларен" - + 50,672 сек