Барьеры Ольги Шишигиной

Мастер спорта международного класса, чемпион Олимпийских игр кавалер орденов "Барыс" I степени, "Курмет", "Достык" 2-й степени, обладательница государственной молодежной премии "Дарын", инструктор по спорту пограничной службы КНБ Республики Казахстан майор Ольга Шишигина родилась 23 декабря 1968 года в городе Алматы. В 2002 году окончила Казахскую государственную академию туризма и спорта. Спортивная карьера Ольги Шишигиной напоминает спринтерский бег на 100 метров с барьерами – ее коронную дисциплину. Сначала победа на Азиатских играх 1994 года в Хиросиме, серебряные медали чемпионатов мира 1995-го – летнего (Гетеборг) и зимнего (Барселона), затем "золото" чемпионата мира 1999-го в закрытом помещении (Маэбаши, Япония) и олимпийский триумф 2000 года в Сиднее. В 2001-м Шишигина завоевывает "бронзу" на чемпионате мира в канадском Эдмонтоне, после которого ей в связи с травмами пришлось оставить карьеру действующего спортсмена.

...и пал "Артек"

В спорт Ольга пришла в 1978 году, когда в начальной школе на урок физкультуры пришел тренер с отделения легкой атлетики. Заметим, что в школьной секции легкой атлетики в то время преподавали замечательные подвижники этого спорта – Валерий Штарк и Клавдия Панкратова. Тогда, конечно, не думала она о том, чтобы связать жизнь с большим спортом, но вскоре, в 4–5 классе, стала добиваться первых результатов. В 1980-м ее первый экспериментальный спортивный класс поехал на "Старты надежд" в Артек, и там алматинцы выиграли Спартакиаду школьников. В 1985-м Ольга стала победительницей первых Всесоюзных юношеских игр и вошла в состав сборной Союза. Ее приняли в спортивный интернат, где распорядок дня предусматривал оптимальные условия для тренировок – утренняя тренировка – учеба – вторая тренировка. Так она встала на путь "большой спортивной карьеры" под руководством тренеров – Любови Ивановны и Владимира Николаевича Никитенко.

Маленький танк

– Я сама приняла решение заниматься спортом, – признается Ольга. – А получилось это так. На урок физкультуры из спортивной школы к нам пришел тренер по бегу. Его наметанный глаз сразу выхватил меня из строя. Понятно, что гимнасты и акробаты не обратили бы на меня внимания, прыгуны и пловцы – тоже, а вот для бега мое телосложение подходило идеально. В тот день домой пришла счастливая: "Мама, меня взяли в спорт". "Ну, раз ты так решила, надо идти до конца", – заметила она. И с этого момента началась другая жизнь. Тренер сразу стал называть меня маленьким танком, потому что я шла, как таран, напролом. День был загружен до предела. Приходишь со школы, обедаешь, быстро делаешь уроки и бежишь на тренировку. На мое "Не хочу сегодня тренироваться" мама, бывало, отвечала: "Назвалась груздем – значит вперед". Поначалу для меня это было просто забавой. Но затем втянулась, появились результаты, и я задалась вопросом: а смогу ли достичь большего? Все-таки благодаря родителям я с детства максималистка и привыкла доводить начатое дело до конца. В пятнадцать лет меня приняли в алма-атинскую школу-интернат. Режим оказался жестким, родители придерживались его не меньше тренера. Домой я должна была приходить не позже десяти вечера. Никакие оправдания – день рождения, дискотека, автобус задержался – не принимались. "Это твои проблемы", – говорили мне. Единственная поблажка – лишних полчаса "потусоваться" во дворе, да и то только в выходные.

Всем казахстанцам памятен август 2000 года, когда в один из дней Сиднейской Олимпиады казахстанские спортсмены завоевали сразу две олимпийские награды – серебряную и золотую. Сначала "выстрелил" велогонщик Александр Винокуров, завоевавший медаль серебряного достоинства. Следом "золото" примерила легкоатлетка Ольга Шишигина на дистанции 100 метров с барьерами, и сразу же все спортивные агентства мира взахлеб стали обсуждать эту победу казахстанского спорта. А что творилось на родине новоявленной чемпионки – и не передать. Мы долго ждали. Но сама Ольга ждала еще больше – всю жизнь. После долгих неурядиц, которые подкидывала Шишигиной судьба и околоспортивный люд, наконец-то осуществилась мечта – навечно вписать свое имя в анналы истории и стать вечным чемпионом, звание, которое уже никто не отберет.

Здесь нам нужно вспомнить, что перед самой Олимпиадой в Атланте, где Шишигина тоже могла претендовать на медаль самой высшей пробы, ее вдруг обвинили в применении допинга, и она была отстранена от официальных соревнований на целых два года.

– В 1995-м я тесно сотрудничала с Энквис том, – рассказывала Ольга Шишигина в одном из своих интервью о том злополучном событии. – Он тогда был менеджером еще одной бегуньи, россиянки Людмилы Нарожиленко, и по совместительству ее мужем. У Нарожиленко в том году закончилась дисквалификация, а я завоевала серебряную медаль чемпионата мира. Стала обладательницей лучшего результата сезона в мире в беге на 100 м с барьерами. Видя мои результаты, Энквист подстроил так, что меня уличили в употреблении допинга. Таким образом он устранил конкурентку своей жены. Я полностью ему доверяла, а тут такая подстава. Я ведь не могу сама контролировать те препараты, которые мне предлагает человек, ответственный за этот процесс. В итоге я пропустила Олимпиаду в Атланте. Но спустя четыре года доказала, что могу побеждать и без побочных средств.

Сидней расставил точки над i

– Все было как в тумане, – вспоминает Ольга Шишигина свой знаменательный забег в олимпийском Сиднее. – Лишь на финише, увидев победные секунды, я осознала, что стала чемпионкой. Еще в полуфинале сошла одна из фавориток на дистанции 100 метров с барьерами – американка Гейл Диверс. Оставались трое, кто мог реально претендовать на награды, – нигерийка Глория Алози, американка Мелисса Морис и я. У нас были примерно одинаковые результаты, и от того, кто лучше стартует, зависело очень много. Самое трудное – психологически выдержать первый барьер, не проиграть старт. Если потеряешь уверенность вначале, наверстать упущенное на такой короткой дистанции практически невозможно. В финальном забеге нервы оказались крепче у меня, и через несколько секунд я уже держала казахстанский флаг над головой. Это был незабываемый момент в моей жизни. Понимала, что наверняка не приму больше участия в Олимпиадах. Ведь эта была для меня первой и оказалась единственной. Так что удача мне улыбнулась с первой попытки. Я уже не хочу вспоминать, как меня "кинули" с Атлантой, – дело прошлое, а в Сиднее я всем доказала, что по праву заслужила олимпийскую награду. К этой победе я шла всю жизнь.

Алим Анапьянов
Источник: газета «Вечерний Алматы»