«Караван» разобрался, зачем Казахстан приглашает зарубежных преподавателей в наши вузы. Чему эти «варяги» учат наших студентов, и какие результаты получаем в итоге. В какой-то мере мы сами в этом виноваты, когда в 2010 году подписали Болонскую декларацию.
А из нее следует, что теперь мы обязаны принимать на работу в вузы не менее 5 % иностранных профессоров. Ну и не менее 5 % иностранных студентов – от общего числа обучающихся.
Мы обязаны? А они?
Справка «Каравана»
Получается, что мы свои обязательства по «болонке» выполняем, а зарубежные вузы – открещиваются? Что-то пошло не так? Почему?
Комментарии по этой теме редакция получила от министерства науки и высшего образования. И еще от кандидата наук, эксперта ЮНЕСКО Василия Шахгулари. Разницу увидите.
Дело не только в деньгах
- В Казахстане с 2010 по 2024 год – провал в развитии нашей науки, - считает Шахгулари. - Потока действующих докторантов не хватает. Возможно, они себя еще проявят, докажут свою состоятельность. Но время-то идет. Зарплаты подняли, но на смешные проценты. Да, отработка для грантовиков осталась. Но это в духе «отвяжитесь, через год-два все равно уйду». Я уже говорил, что из 10 человек только один вовремя защищается, потому что не видит перспективы.
- Потому что мотивация слабая?
- Потому что приглашенные зарубежные преподаватели зарабатывают больше! Они даже могут работать дистанционно. Приезжают на день-два. Прочитают пару лекций – и домой… Знаю одного доктора наук из Кыргызстана, он в Канаде защитил свою диссертацию. Но зарплата у него в Казахстане была ниже, чем у «дальних» иностранцев. Мы потеряли советскую школу, которая дала несколько поколений сильных ученых в разных областях науки. Ориентир на Запад, на мой взгляд, не самый (многозначительная пауза) правильный. Престиж профессии падает. Деньги - не всегда главный аргумент. Проблема - в практической реализации знаний. Нет этого стимула – нет мотивации.
- Василий Вачикович, в соцсетях до сих пор не утихают споры, насколько оправдала себя госпрограмма «Болашак». Наши студенты обучаются по западным лекалам. Насколько теории, которые им вложили в головы «там», могут быть применены на практике в Казахстане?
- Официально у них все в порядке. Почти все работают по специальности. Насколько зарубежные знания соответствуют казахстанским реалиям и законам – тут мне сложно сказать.
- Но над рядом госпрограмм и нацпроектов трудились именно бывшие болашаковцы. И многие эти документы провалились. Их там не тому учили?
- Смотря, чему их там учили. Если госуправлению, менеджменту, управлению финансами, аудиту – тут возможны проблемы. Потому что у нас методики и законы отличаются от зарубежных. Если точные науки – никаких проблем. Должен сказать, что знаю многих болашаковцев. Они успешно работают, показывают результаты! Недавно общался с ними. Один вообще гениальный парень. С отличием закончил химфак МГУ, потом в Америке на экономиста учился. Тоже с отличием закончил. Сейчас в резерве президента. Работает консультантом по экономике. Его обязательно возьмут на госслужбу. Проблема в одном: как мы сможем использовать мощный потенциал этих ребят завтра?
- Может, для этого нужно принимать какие-то дополнительные нормативные акты, чтобы дать им возможность реализовать то, чему они обучились? И как эти знания применить в наших условиях?
- Для этого нужно время. Ковать железо надо, пока оно горячо. Если эти ребята остынут, то уйдут туда, где комфортнее. И, возможно, все их таланты и (машет рукой)...
- Но по договору с «Болашаком» они должны отработать три года.
- Это как в армии отслужить. Не все хорошими солдатами становятся. У нас нет такого аналитического центра, который изучал бы эти вопросы. И по выпускникам «Болашака», и по приглашенным преподавателям. А такой центр необходим. Нынешние госчиновники боятся молодежи. Они видят в ней конкуренцию. Понимают, что новое поколение отберет у них кресла. И рано или поздно это произойдет.
- А нынешние чиновники понимают, что без помощи этой «новой волны» их еще быстрее смоет?
- Наверное (пауза), да. Но показывать боятся...
Наверное, не все так плохо
А теперь – ответы министерства науки и высшего образования на запросы «Каравана». Разумеется, некоторые вызывают сомнения, но в целом, похоже, что-то уже начало работать. На глобальный вопрос: оправдались ли вложенные миллионы долларов в обучение наших студентов по программе «Болашак»? – ответ поступил стремительно.
Спрашиваем: сколько казахстанских студентов, обучавшихся за границей, трудоустроено на родине в последние пять лет? Сколько нашли работу?
Ответ: «На сегодня по программе «Болашак» 10149 выпускников исполнили свои договорные обязательства. 2466 – на мониторинге трудовой отработки. 89 – на отсрочке исполнения договорных обязательств (в связи с обучением, уходом за ребенком и т.д.). Из 2466 выпускников 2419 человек уже трудоустроены. 47 – в стадии трудоустройства.
«Если инвестиции не окупились, значит, это просчет»
Еще вопрос от «Каравана»: а где трудоустроились болашаковцы?
Ответ: «В частных компаниях – 1066. В госучреждениях 499, в квазигосударственном секторе 367, в госорганах – 254, в иностранных компаниях – 133, в международных организациях – 40. В общественных объединениях – 24 человека. В национальных компаниях – 23, в дипломатических представительствах – 13 человек».
Итого – 4758 обученных за рубежом граждан Казахстана уже трудоустроены.
На постоянную или временную работу – не ясно. Как-нибудь отработают. Но отмотаем ответ чуть назад. Это по поводу «10149 выпускников исполнили свои договорные обязательства».
Вопрос возник неспроста. Государство, налогоплательщики вложили деньги в обучение своих граждан за рубежом. Кто-то и хоть как-то отслеживает результаты этих народных инвестиций в этот сектор экономики отечества? Есть какой-то эффект?
Комментарий юриста Алексея Шмидта:
«Идея с «Болашаком» нормальная. Но любой проект должен быть просчитан не только с экономической, но и с юридической точки зрения. Права и обязательства должны быть прописаны максимально жестко для обеих сторон. Правила игры ужесточили. А что получаем на выходе? Тебя обучили за валюту – покажи на деле, чему обучился. Нет результата – верни деньги в казну. Что значит «исполнили свои договорные обязательства»? В какой мере? С каким качеством? Если вложения себя не оправдали, значит, кто-то сильно просчитался».
Нет худа без добра?
По мнению Василия Шахгулари, в любом случае привлечение зарубежных преподавателей в Казахстан и обучение наших студентов за границей влечет некоторые выгоды. Пусть не сегодня, пусть завтра. Перечислю.
«Привлечение иностранных инвестиций, развитие образовательного туризма, создание новых рабочих мест, экономию валюты за обучение за границей. Доступность качественного образования в стране, развитие многих новых компетенций у казахстанцев, формирование международной академической среды, модернизацию образовательных стандартов. Трансфер образовательных технологий, развитие исследовательской инфраструктуры, инновационные методы обучения»…
Там много пунктов. В том числе и вероятные подводные камни. Кто и как, какими путями будет их обходить – тот еще вопрос. Возможно, это потребует еще очень много денег. Сколько? Сегодня на этот вопрос нет ответа.