Впервые в Казахстане госчиновники не получат премии по итогам года

Госорганам запретили тратить сэкономленные средства на премирование своих работников – все нужно вернуть в бюджет страны! Этот приговор зачитал в мажилисе в минувшую среду министр финансов Мади Такиев.

За что их так – тружеников бумагооборота? В том числе и самого г-на Такиева? Он сам и себя наказал? В вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

С чего вдруг грянуло такое решение? Да просто в парламенте обсуждали проект госбюджета на 2025-2027 годы. И вот тут у некоторых парламентских фракций возникли естественные вопросы. По словам лидера партии «Ак жол» Азата Перуашева, в утвержденном бюджете на 2025 и 2026 годы не предполагались трансферты из Нацфонда – «стояла цифра «0». А теперь не ноль, а сразу 3,3 триллиона тенге затрат. В прошлом году утвердили планы правительства обеспечить в 2025-м накопление активов Нацфонда в 80,7 миллиарда долларов, а теперь предлагают согласиться на 62,2 миллиарда? Но не раскрывают, куда исчезли 18,5 миллиарда».

Может, на эти самые премии чиновникам?

Поэтому фракция «Ак жол» проголосовала против такого формата госбюджета.

Фракция партии ОСДП предпочла воздержаться от голосования за такой формат главного финансового документа страны. Остальные фракции – «за».

За что? – Да ни за что!

Премии обычно выплачивают за какие-то достижения.

За какие именно достижения должны были получить поощрение госслужащие? Инфляция растет, проблемы ЖКХ не решаются годами, цены на продукты растут, госпрограммы проваливаются, госбюджет и Национальный фонд соревнуются – кто быстрее похудеет… Так за что премировать? И кого именно?

Комментарий юриста Алексея Шмидта.

«Хочу напомнить, что в начале года вице-министр финансов Ержан Биржанов сообщил, что 533 госслужащих и руководителей компаний квазисектора задекларировали счета в иностранных банках на сумму 113,5 миллиарда тенге. Еще 2005 граждан – 2484 объекта недвижимости. Во-первых, это не рядовые клерки, не «офисный планктон». Так что, думаю, годовые премии для них большой роли не играют. Во-вторых, когда в 2025 году начнется всеобщее декларирование доходов населения – всплывет много интересного. Ну и, в-третьих - почти сотня казахстанских граждан, тоже не очень рядовых, имеют долю участия в 122 юридических лицах за пределами республики. Эти доли приносят им какой-то доход, который также подлежит декларированию. Так что у нас еще есть варианты, как и за счет чего пополнить госбюджет. Про коррупцию вообще молчу».

Справка «Каравана»

Финансовый консультант Расул Рысмамбетов озаглавил свой комментарий предельно просто: «Приятные новости из мира здравого смысла и совести». Мади Такиев сказал очень логично, что недорасход (неосвоенные средства) нельзя пускать на премии, а следует возвращать в бюджет… «Мы запретили Министерству финансов в лице казначейства переводить средства внутри счетов на премии. Если у госоргана образовывается экономия, он не может перевести эти деньги на премии. Эти деньги возвращаются в бюджет». Оказывается, раньше была лазейка».

Или это вовсе не лазейка, а давно и хорошо продуманная комбинация?

Коррупция против премий?

Случайно ли Казахстан вернулся в список самых коррумпированных государств по итогам 2023 года? 94-е место из 180 – это нормально?

Тогда глава Transparensy international Kazakhstan Айдар Егеубаев прокомментировал это так: «Надо понимать, что оценка Индекса восприятия коррупции – это оценка всей стране. Значит, и обществу. А госаппарат является лишь его частью. В прошлом году мы видели некоторый прогресс у госорганов… Общество начинает просыпаться».

Справка «Каравана»

Значит ли это, что и силовики  тоже лишатся премий по итогам года?

Комментарий юриста Алексея Шмидта.

«В этом году не до смеха. Очень много полицейских, судей, даже прокуроры лишились должностей и званий. То есть ведомства на этом потеряли «личный состав». И на этом сэкономили. Честных-то можно было поощрить за этот счет?»