В марте 2015 года региональный директор Института войны и мира по Центральной Азии Абахон Султоназаров заявил, что война за водные ресурсы в регионе может грянуть до 2025 года, сообщает корреспондент медиапортала Сaravan.kz
Сейчас, в 2024-м, трудно представить, чем руководствовался г-н Султоназаров, когда пророчил такое. Но если вспомнить, что главные офисы IWPR прописаны в Лондоне, Вашингтоне и Амстердаме, то нетрудно предположить, откуда торчат уши и растут ноги у этой провокации, способной рассорить соседей.
Случайно ли на почве дефицита влаги между государствами региона время от времени возникали конфликты? Только из-за глобального потепления? Только из-за до сих пор не урегулированного потребления воды в странах-соседях – «донорах» и «реципиентах»? Казус в том, что больше 30 лет этот вопрос поднимали на разных уровнях по-разному. А когда дело доходило до принятия конкретных решений и подписания реальных межгосударственных документов, то странным образом возникали другие вопросы. Иногда даже третьесортного уровня. Но именно они вдруг выходили на первый план. И не случайно ли по инициативе IWPR?
И все ли упиралось только в финансы?
Как написал мне журналист из Кыргызстана Клычбек Кудырбаев: «В водной проблеме на первый план чаще всего вылезали амбиции, а не договоренности. Мы маленькая страна. А наши большие чиновники, хотят, чтобы их уважали. Даже если они ничего особенного не сделали. В прошлом году, когда и у вас, и у нас была засуха, мы не смогли вам помочь. Потому что ни мы, ни вы должным образом не подготовились к такому удару природы. Хотя нас предупреждали. Отвечать за это должны члены правительств. Если они не понимали катастрофичности ситуации – это уже вопрос профессионализма чиновников».
Соглашения вилами по воде подписывали? Концы – в воду!
Немного истории. С 2002 по 2019 год Казахстан подписал с соседями – киргизами, узбеками, таджиками – более 30 межгосударственных документов именно по водным проблемам. Сколько было решено на самом деле и сколько из них заработало? Частично – менее десятка. Совместные проекты – Камбаратинская ГЭС-1 в Кыргызстане и Рогунская ГЭС в Таджикистане – козыри. И это всё за столько лет? А почему столько воды за эти годы утекло в никуда?
Лет 7-8 назад политолог Данияр Ашимбаев в одном интервью заметил, что межгосударственные соглашения в республиках Центральной Азии по разным вопросам так долго согласовываются и еще дольше реализуются, потому что очень часто меняются составы правительств. Меняются ситуации на рынках. Как следствие – документы надо переписывать, уточнять по многим позициям, а иногда даже откладывать на месяцы и годы, чтобы согласовать все аспекты.
«При этом договоры и соглашения приходится «прогонять» через парламенты, которые утверждают бюджеты межгосударственных проектов. А к этим проектам зачастую причастны родственники депутатов и министров. Вот вам еще одно объяснение, почему эти документы так медленно воплощаются в жизнь, - написал Кудырбаев. - Высокие договаривающиеся стороны не всегда могут договориться о процентах распила».
Покопался в архивах. Обнаружил, что с 1999 по 2020 год разные международные организации выделили Казахстану, Кыргызстану, Узбекистану, Таджикистану и Туркменистану более полутора миллиардов долларов на решение водных проблем. Причем не всегда это были только безвозвратные гранты. Сколько из них было использовано целевым порядком и сколько кануло неизвестно куда – сейчас до этих «берегов», похоже, уже не добраться. Ну да, иных премьер-министров и министров, которые отвечали за решение проблем безводья, даже Интерпол сегодня не сыщет. Речь же не о миллиардах исчезнувших долларов – нескольких миллионах. Мелочь для международной полиции.
Премьеры и министры подписали кучу документов. Автографы есть. А что сделано за эти годы на деле? На деле мало чего. А еще у нас и засухи случались. И паводки катастрофические. Но только ли природа рулит?
Новые правители – новые решения и новые проблемы?
Пару недель назад на 6-й консультативной встрече глав государств Центральной Азии в Астане президент Кыргызстана Садыр Жапаров предложил создать механизм водно-энергетического сотрудничества. Который, по его словам, «позволит учитывать энергетическую, экономическую, экологическую и социальную ценность воды… Мы приглашаем к сотрудничеству в этой сфере и открыты любым инвестиционным предложениям».
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сразу же ответил: мол, надо учредить водно-энергетический консорциум. И уточнил, что в фундамент многостороннего водного сотрудничества «должны лечь инициативы по совместному строительству гидроэнергетических объектов и учреждению водно-энергетического консорциума для стран Центральной Азии». И еще глава Казахстана подчеркнул, что уже прямо сейчас необходимо оцифровать распределение и учет воды, внедрение технологий космического мониторинга, выстраивание системной научной работы поливов и орошений.
Комментарий экономиста Галыма Сейтжанова.
«Если я не ошибаюсь, такой консорциум предлагали создать в 2009 или в 2010 году. Почему не сложилось? Возможно, из-за мирового финансового кризиса. Коррупционные мотивы тоже нельзя исключать. На мой взгляд, водная структура стран региона тогда была не готова к такой масштабной институционализации. Если нет нормальных водохранилищ, ирригационных систем, согласований на уровне региональных властей, то все подписанные документы не имеют смысла. А где нет здравого смысла – там коррупция.
Комментарий юриста Алексея Шмидта.
«Президент Токаев заявил, что требуется выработка новой консолидированной водной политики, основанной на равноправном и справедливом водопользовании, неукоснительном выполнении взаимных обязательств. Обратите внимание на слова «новая консолидированная водная политика». Значит, прежде такой не было? Чтобы была единая и согласованная политика – необходимо, чтобы и законы в этой сфере были согласованы. Чтобы они действовали единообразно для всех заинтересованных сторон. А этот процесс может затянуться на годы. Евросоюз строился на основе «угля и стали» несколько десятков лет. У них было время обговорить все юридические нюансы. У нас такого срока нет.
Водные ресурсы кончаются, надо идти на компромиссы. Иначе новые конфликты неизбежны. Согласование внутренних законов с межгосударственными соглашениями – это столкновение интересов республик региона еще и с интересами частных владельцев водных ресурсов. И в каждой республике есть такие граждане – латифундисты и мирабы. Поэтому я не думаю, что проект создания водно-энергетического консорциума, который нужно было собрать еще вчера, удастся собрать к 2026 или 2027 году. На все юридические процедуры и согласования уйдет еще 3-4 года. Это в лучшем случае».
И вот вам комментарий гидроинженера Сапара Махтумова из прошлого.
Четыре года назад он сказал мне в интервью: «Вот увидите, в 2023 году литр воды в магазине будет стоить дороже литра бензина на заправке для вашей машины». В 2024-м это и произошло.
Даже баба Ванга такое не пророчила. Но прогноз Махтумова случился почти во всех областях Казахстана.
«Караван» продолжает расследовать эту тему.
PS. Да, на прошлой неделе мажилисмен Айдос Сарым заявил: «Очень много отчетов, которые говорят, что основные конфликты в нашем регионе будут из-за воды».