Она считает, что систему нужно менять, передает Caravan.kz.
«Я училась в школе, на стыке конца 90-ых и начала 00-ых. В обычной школе, в спальном районе. Перед новым годом, учительница заходила в класс и во всеуслышание 30 детей орала примерно следующее:
- Кайрат, Гаухар, Самат, Айгерим, пусть ваши мамы справки принесут, что у вас папы нет. А вы Лаура и Асем, принесите справки, что у вас многодетная семья. Ой, совсем забыла. Марат, у тебя же папа алкаш, ты тоже справку принеси. Скоро будут раздавать куртки и ботинки, мы вас всех включили в список малоимущих», - вспомнила Жанна.
Она добавила, что потом детям раздавали одинаковые дешевые куртки и ботинки, ведь «денег на хорошую обувь у благотворителей не хватало, зато комплексов детям на всю жизнь вперед отваливали от души». Жанна рассказала, что к тем, кто получал такую помощь, относились хуже, их дразнили «нищебродами» и кричали им вслед «безотцовщина».
instagram.com/advokatzhanna
По ее мнению, с тех пор ничего не изменилось. Адвокат считает, что при оказании подобной помощи не стоит делать фотоотчеты с детьми и выкладывать их на всеобщее обозрение, потому что это негативно влияет на детей. Она призвала хотя бы «замываливать» лица детей перед публикацией таких снимков.
«Почему мы не можем по-человечески? Почему соцзащита не может помогать таким семьям без демонстрации? Почему перед каждым Новым годом вы всех этих детей фотографируете и выкладываете с дешевыми кульками конфет? Вы у них спросили, хотят ли они вообще фотографироваться?» - написала она далее, закончив пост тем, что дети должны наслаждаться детством, а не вспоминать его как худшее время в жизни.
instagram.com/advokatzhanna
На страницу Уразбаховой в Instagram сейчас подписаны 239 тысяч человек, некоторые из которых, как выяснилось, входили в категорию малоимущих и получали такую помощь. Они поделились своими историями под публикацией Жанны, подтвердив ее мнение о том, что действующая система нуждается в улучшениях.
Некоторые пострадали сами
«О, как это знакомо. У меня рано ушли родители, и все в школе знали об этом, была маленькая и стыдилась этого. Помню, на елку всех сирот возили и раздавали обувь и куртку на 3 размера больше, зато по телевизору все показали. Когда поступила в университет, все документы сдала технично и чтобы одногруппники не догадались о моем положении, даже сейчас не все из подруг знают о том, что я круглая сирота».
«Я была одним из таких детей, про которых вы выше написали, и скажу, что это очень сильно влияет на отношения с одноклассниками, некоторые учителя оценивают тебя по уровню жизни твоих родителей».
«Спасибо, что поднимаете такую тему. Я одна из «безотцовщин», так нас называли (умер отец). Перед классом вручали кулек с печеньем, эти чувства помню до сих пор и не ем печенья».
«Я помню то неприятное чувство, когда 35 лет назад во 2 классе мне перед всем классом вручили зеленую куртку размера XL и торжественно объявили, что по потере кормильца, куртку я носила до 7 класса. Вижу, что эта бестактность была, есть и будет!»
«Вы затронули тяжелую для меня тему. Только из-за того что я боялась и стеснялась буллинга, я не говорила в школе, что мама не работает и инвалид по здоровью, а отца я потеряла в 4 года и живем за счет соцпособия по потере кормильца. Только из-за этого я не получала помощь от школы».
«Я помню, как меня так вывели к доске перед всем классом и вручили пальто, как мне было стыдно, я до сих пор помню это чувство, хотя мне 44 года уже. Мне хотелось сбежать оттуда, и как стыдно, больно, невыносимо. Ощущение было, что я сотворила что-то страшное и непоправимое».
«Я с этим сталкивалась в школе… Я до сих пор помню второй класс и классную руководительницу, и как я расплакалась горькими слезами при всем классе».
«Моя мама была матерью-одиночкой, и мне можно было бесплатно кушать в столовой. Как вспомню эту очередь, все справа смотрят на нас и хихикают, а мы маленькой колонной слева стоим и отворачиваемся. То ли стыдно, то ли виноваты в чем-то. Ужасные чувства. Я так год ходила... Потом маме сказала, что не хочу больше, не голодная».
«Меня в школе физрук два круга заставил бегать в юбке и туфлях. Я этот день не забыла, так было больно. Мой отец всю жизнь выпивал, мы жили бедно, даже не было мыла купаться . У меня не было спортивной одежды, все детство мы одевались в чужие вещи».
Другие увидели проблему со стороны
«Моему мужу 44 года, и до сих пор он мне рассказывает историю из детства о том, как его родители не могли сдать деньги на новогодний подарок в школе, и он не получил заветный кулёк, и потом ему одноклассники отдавали свои простые карамельки, и он кормил ими лошадей. То есть дети оставляли себе все самое вкусное и отдавали ему то, что они сами не будут есть. Такие действия действительно наносят глубокую психологическую травму ребенку, на всю жизнь! Он так и вырос с мыслью, что его ребенок не будет донашивать одежду за другими детьми и вообще в чем-либо нуждаться! Он сам говорит, что все у него идет из детства!»
«Тоже вспомнила детство, у нас в столовой был отдельный стол, там кормили детей из малоимущих семей. И учительница при входе так во всеуслышание и говорила одноклассникам: вам не сюда, а вон за тот стол для малоимущих. Начальная школа, но я помню, как этим детям было тяжело это слышать. После они просто не ходили в столовую».
«Я помню, училась в университете, в группе был одногруппник-сирота, и на всех списках рядом с его именем писали «жетім», он очень плохо знал казахский, и в один день раздали списки, чтобы мы расписались рядом со своими фамилиями, и он спросил громко: «А как переводится «жетім»?», одна девочка рядом перевела ему - «сирота», и я увидела, как сильно ему стало неловко перед всей группой. До сих пор в памяти осталась эта история, и вопрос: зачем таким образом ставить в неловкое положение человека».
«А ещё вшей проверяли при всем классе. Была одна девочка из семьи неблагополучной, у неё всегда вшей находили при всех унижали. Дети потом тоже это продолжали. Она потом и вовсе перестала ходить в школу...И в мои времена также прилюдно это все было и унизительно для детей».
«Поддерживаю, я помню в школе этот стол, как детям было стыдно подходить и есть еду. Они были как отдельная каста неприкасаемых».
«У нас был мальчик в классе, мама умерла, жил с отцом и мачехой, учительница организовывала для него сбор одежды с нашего же класса, т.е. родители наших мальчиков принесли большой пакет вещей, и учительница, раздев его по пояс перед всем классом, начала примерку рубашек. Я помню как сейчас. Мы тогда были бесправные, забитые и запуганные дети, все молча смотрели».
Высказались и взрослые, которые были в подобных ситуациях с обеих сторон
«У меня умер муж, когда младшей дочери был 1 месяц. Пошла в школу в 6 лет, у нас была такая же история, от государства мы получали все самое непристойное (портфель, карандаши, ручки и т.д.), соответственно я всё выбрасывала и покупала всё заново, но турецкого качества, даже если не хватало на еду. Хотелось, чтобы у дочки было всё лучшее! Однажды в 3 классе нам дали путёвку в летний лагерь (на тот момент это был дорогой лагерь, не каждый мог там отдыхать), я отказалась, так как точно знала, что её там будут, как сейчас говорят, буллить…»
«Мы, когда от компании поздравляли малоимущие семьи, никогда не фотографировали. Люди еще удивлялись, вам что, для отчетности не надо? В одной семье, помню, мама ребенка с ДЦП, когда мы пришли, говорит, ребенок спит, но я сейчас принесу его, чтобы доказать, что у него ДЦП».
«В 2018 году мама умерла, осталась сестренка, ей было 9 лет. Пока я собирала документы на опекунство, в школе ей и еще одной девочке купили куртки, перед всем классом сфотографировали - с завучем отдельно, со школьным руководителем отдельно и со спонсорами отдельно, и на свою страничку в Instagram выложили эти фото с курткой. Боже мой, жыр болған еді сол куртка».
«У меня доча старшая так не хотела младших сестер и братиков из-за статуса многодетных, наверное видела, как их позорят перед всеми».
В Казахстане потратили триллионы на борьбу с бедностью: сколько реально дошло до малоимущих