Эти семидесятиметровые гиганты, занимающие целую полосу, вызывают у водителей не только раздражение, но и ощущение несправедливости. Ведь автомобилисты платят за проезд в ожидании качественного сервиса, а вместо этого сталкиваются с препятствиями и узкими местами на дороге.
Чтобы разобраться в ситуации, Caravan.kz направил запрос в АО «КазАвтоЖол». Национальный оператор в ответе сообщил, что длительных стоянок тягачей с лопастями ветрогенераторов не обнаружено.
«На сегодняшний день на участке Алматы - Хоргос при патрулировании дежурными дорожно-эксплуатационных участков не было выявлено фактов длительной стоянки тягачей, транспортирующих лопасти ветрогенераторов. Данные тягачи совершают кратковременные стоянки в ожидании сопровождающего автомобиля, после чего продолжают передвижение», - указано в ответе, подписанном заместителем директора филиала «Дирекции платных автомобильных дорог» АО «НК «ҚазАвтоЖол» Арманом Ещановым.
Национальный оператор также сообщил, что не знает о происхождении и конечном пункте назначения лопастей, а также о том, кто их транспортирует. АО «Самрук-Энерго» также открестился от этих грузов, заявив, что это не их оборудование.
А какая разница - кратковременные у них стоянки или длительные. Поток тягачей с лопастями не прекращается, создавая впечатление, что участок трассы стал своеобразной перевалочной базой для этих грузов. Возникает вопрос: почему эти огромные фуры вынуждены ожидать сопровождения прямо на дороге, а не в специально оборудованных местах, например, в таможенном пункте или логистическом центре? Каждая минута простоя - это не только финансовые потери для перевозчиков, но и дополнительные расходы для бизнеса, которые в конечном итоге могут отразиться на потребителях в виде увеличения тарифов на электроэнергию. Выходит, что-то не так с нашей логистической системой?
Глядя на эти громадины, задумываешься и о том, что будет, когда эти лопасти выйдут из строя? Срок службы ротора современной ветроустановки составляет около 20 лет, а потом их нужно будет утилизировать. Решением может быть дробление лопастей на мелкие части и их использование в производстве пластмасс, однако для этого нужно построить целый завод. Гораздо дешевле создать «кладбище» для этих массивных отходов. Кстати, в Интернете можно найти фотографии, на которых гигантские части ветрогенераторов просто засыпаются землёй.
Согласно исследованию Калифорнийского университета в Дэвисе, в США к 2050 году на помойку отправится более 2 млн тонн списанных лопастей. Во всем мире масса всех выведенных из эксплуатации лопастей к 2050 году может достичь 43 млн тонн.
На вопрос, как будут утилизировать лопасти в Казахстане в случае их поломки, «Самрук-Энерго» не ответил. Представитель компании в телефонном разговоре сообщил, что они об этом еще не задумывались.
«Пятнадцать лет пусть постоят, потом будем решать, что с ними делать. Как будто бы у нас других работ не хватает, сидеть, думать об утилизации. Пятнадцать лет они новые стоят, а мы сейчас будем думать об утилизации», - ответил он по телефону.
Вероятно, у нас нет не только организованной логистики, но и стратегического планирования по утилизации оборудования в возобновляемой энергетике. И экологических проблем, по всей видимости, нам не избежать.