В наш век информационных технологий галочка в бюллетене кажется давно устаревшим способом голосования. Почему бы нам не создать специальное приложение? Граждане нажмут на сенсорные экраны, машина все посчитает и получит результат. Например, в России в этом году выбирали президента онлайн, недавно таким же образом проголосовали за губернаторов. На следующие выборы россияне собираются подключить ИИ в качестве помощника. То есть во время голосования появится некая «Алиса» и уточнит, действительно ли избиратель желает изменить предложенную кандидатуру. Насколько хороша эта идея, скорее всего, мы будем наблюдать со стороны.
Во время референдума, который пройдет в Казахстане 6 октября, казахстанцы будут по старинке использовать бумажные бюллетени. Почему же мы отказались от технологичного способа голосования? Правовая основа для этого в Казахстане существует (Конституционный закон предусматривает использование электронной избирательной системы). Однако тестирование электронной системы показало, что казахстанцы ее не признают.
В 2003-2004 годах мы уже внедряли систему «Сайлау». Впервые ее запустили на парламентских выборах в Мажилис 19 сентября 2004 года. Тогда технологию электронного голосования применили на 961 участке (около 10 % от избирательных площадок). Избирателю необходимо было зайти в кабину для тайного голосования, вставить электронную карточку избирателя в специальный терминал, после появления фамилий выбрать кандидата. Однако водить пальцем по экрану решились только 18 % избирателей, а 82 % поставили галочку шариковой ручкой. Об этом в своей научной статье «Правовое регулирование технологии электронного голосования в Казахстане» упомянули доктор юридических наук Виктор Кириленко и доцент Николай Чимаров.
Вторая попытка внедрить новые технологии была 3 октября 2004 года во время выборов депутатов Мажилиса Парламента, систему «Сайлау» применили на 351 участке. Но число проголосовавших электронным способом составляло только 8,3 %. Третья попытка была 4 декабря 2005 года на выборах президента Казахстана, и на экраны нажал только 31 % избирателей.
В итоге от системы отказались, слишком низкая активность была у граждан, бумажный вариант для них оказался более родным и понятным.
В 2012 году на внеочередных парламентских выборах в Мажилис снова встал вопрос о применении новых технологий голосования. Но тогда эксперты и общественность стали сомневаться в новой системе. Во-первых, система «Сайлау» не прошла независимую сертификацию, и к подсчету голосов программой относились с недоверием. Во-вторых, подсчет голосов запускался только в 3 часа ночи, а члены комиссии слишком уставали, чтобы ждать результатов. В-третьих, избирателям в кабинке никто не мог оказать техническую помощь. В-четвертых, персонализация кода избирателя противоречила Конституции. Но самое главное - технология электронного голосования лишала возможности не голосовать за кандидатов из предлагаемого списка. Понятно, что «Сайлау» нужно было дорабатывать, модернизировать, и это требовало больших финансовых ресурсов. В итоге систему законсервировали до лучших времен.
В ходе референдума по строительству АЭС систему электронного голосования тоже не будут применять. И дело не только в деньгах. Новые технологии могут привести к утечке персональных данных. По крайней мере так обосновал отказ от электронного удаленного голосования заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Константин Петров в ходе онлайн-семинара по подготовке к референдуму. Да и наблюдатели в таком случае должны быть айтишниками. Ведь они должны быть уверенными в том, что все проходит правильно: им нужно будет залезть в систему, проверить коды, доказать всему международному сообществу, что ничего лишнего в программу не включили.
В общем, «Алиса» на референдуме - нам не помощница. Но, может, это и к лучшему. Все-таки речь идет о строительстве АЭС, обойдемся без экспериментов с избирательной системой.