В ситуации разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Недавно прошла новость о том, что качество обслуживания в медучреждениях Казахстана за последние пять лет значительно ухудшилось. Согласно социологическому исследованию Института общественной политики, количество жалоб в Минздрав за это время увеличилось на 60,8 %. Каждый четвертый казахстанец обращался с жалобами на медицинские учреждения или персонал. Кроме того, по данным международного исследования STADA Health Report 2024, Казахстан занял второе место среди 23 стран по уровню недовольства системой здравоохранения.
Некачественные медицинские услуги, грубость персонала – это, конечно, наша боль. И потенциально эту проблему можно было решить с помощью искусственного интеллекта. Нейросети способны за несколько секунд расшифровать снимки, дать рекомендации и снять с медиков рутинную нагрузку. Очередей было бы меньше, улыбок больше, да и ошибки в диагнозах врачи делали бы реже. В мире уже известны такие проекты в медицине, как IBM Watson (США), Zebra Med (Израиль), iFlyTek (Китай), Image Biopsy lab (Австрия), ScreenPoint Medical (Нидерланды). Да, и нашим, казахстанским, программным обеспечением для диагностики инсультов Cerebra пользуются в ОАЭ и Узбекистане. Этот проект даже упомянул премьер-министр Алихан Смаилов на Евразийском межправительственном совете в рамках форума по цифровизации. Но власти, хоть и кичатся отечественной разработкой с высоких трибун, продвигать ее в стране не торопятся.
Прокомментировать ситуацию мы попросили руководителя проекта и директора Алматинской лаборатории искусственного интеллекта Almaty AI Lab Досжана Жусупова. По его словам, решение успешно использовалось в рамках пилотного проекта с января 2021 года по август 2024 года в 47 инсультных центрах страны (63 % всех инсультных центров Казахстана) на безвозмездной основе. Через ИИ прошло более 150 тысяч пациентов. Активными пользователями Cerebra стали практически все нейрохирурги и значительная часть неврологов в каждом регионе Казахстана. Но в поликлиниках она не прижилась.
«Наш проект является наукоемким, но коммерческим стартапом, и мы не смогли коммерциализовать наш ИИ в Казахстане. Основная причина: отсутствие нормативно-правовой системы для работы и внедрения ИИ в здравоохранение в нашей стране. И проблема в том, что профильное министерство проявляет полную нерешительность в создании четких правил, требований и норм для работы с ИИ в медицине», - считает Досжан Жусупов.
У Министерства здравоохранения свое видение ситуации. Директор департамента развития электронного здравоохранения Фархад Бекбулатов считает, что процесс внедрение новых технологий – не быстрый.
В качестве примера он упомянул альтернативную программу Rapid AI, разработанную командой ученых из университета Стэнфорда, которая тоже диагностирует инсульт с помощью ИИ. Решение было создано в 2012 году, но одобрение от Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) оно получило только в 2018 году. По словам Фархада Бекбулатова, это связано с проведением клинических испытаний и исследований, совершенствованием алгоритмов работы ИИ, разработкой нормативно-правовых, этических норм и требований. В общем, для применения таких технологий требуются годы обширных клинических испытаний.
Что касается программы Cerebra, то она прошла оценку технологии здравоохранения в 2023 году. В 2024 году работу технологии на местах проверили специальные аудиторы. Но, как указано в ответе на запрос, для внедрения этого решения в Казахстане есть определенные барьеры. В первую очередь они связаны с правовым регулированием.
Директор департамента сообщил, что проблема уже решается. Министерство цифрового развития в данный момент разрабатывает соответствующий законопроект, который предусматривает этические нормы, государственное регулирование, правовой режим функционирования, классификацию ИИ-объектов, меры государственной поддержки и стандартизацию в этой сфере.
Но есть еще один момент. Как оказалось, у технологии Cerebra недостаточно доказательств по эффективности и безопасности.
«По технологии ИИ Cerebra требуется проведение большего количества клинических испытаний с валидацией результатов и научной обоснованности технологии (публикации, статьи). Сложность и правильность обучения ИИ также влияет на успешность и безопасность его применения в клинической практике. Имеются некоторые погрешности технологии Cerebra (ложноположительные и ложноотрицательные результаты диагностики), связанные с кровеносными сосудами или другими структурами тканей, локализацией образований, которые неверно интерпретируются самой системой, неверно классифицируют инсульты. Требуется улучшение модели ИИ Cerebra (сбор кейсов сложных клинических случаев)», - написал Фархад Бекбулатов.
Как же так? Получается, для Узбекистана и ОАЭ доказательств достаточно, а для Казахстана – нет?
Директор департамента также отметил, что повсеместное внедрение ИИ требует соответствующего парка оборудования с достаточной мощностью, которой зачастую нет.
«У производителя технологии Cerebra имеется требование по мощности КТ оборудования - не менее 16 срезов (количество изображений, получаемых томографом за один оборот рентгеновской трубки. - Авт.). В ряде медицинских организаций в регионах наблюдается низкая пропускная способность интернет-соединения для загрузки файлов КТ=изображений с удаленного сервера Cerebra», - объяснил он.
Получается, что к внедрению новых технологий мы еще не готовы. Значит, люди в белых халатах будут работать старыми методами, а пациенты по-прежнему писать жалобы в Минздрав.