В противном случае их деятельность на территории республики может быть признана незаконной и будет подлежать ограничению. Кроме того, перевозчиков обяжут платить членские взносы.
Требования по обязательному участию в СРО будут распространяться как на услуги информационно-диспетчерских служб такси, мобильных приложений заказа такси, так и на автовокзалы, автостанции и пункты обслуживания пассажиров.
- Если перевозчики не выполнят эти требования, они могут утратить право на деятельность, - подчеркнул глава Минтранса РК Марат Карабаев.
Напомним, что сегодня в республике международные перевозки обслуживает 61 перевозчик, межобластные – 189, нерегулярные – 625, такси – 2833. С введением поправок для осуществления своей деятельности теперь они должны будут объединиться в саморегулируемые организации (СРО) в виде палат автоперевозчиков. При этом в СРО смогут объединиться перевозчики, совокупно владеющие не менее 1/3 автотранспортных средств по международным, межобластным и нерегулярным перевозкам. Для перевозчиков такси порог составит 1/10 часть рынка.
Что касается членских взносов, то их вроде как должны будут устанавливать сами члены палат автоперевозчиков. Например, согласно предварительным данным, для автобусных перевозок они могут быть от 1 до 7 МРП (1 МРП = 3 692 тенге), для такси – от 0,4 до 2 МРП, служб и приложений заказа такси – от 2 до 700 МРП, вокзалов и станций – от 2 до 70 МРП. При этом по инициативе депутатов в законопроекте оказалось закреплено, что «расходы на оплату взносов в СРО не могут быть возложены на наемных работников». Но в любом случае, несомненно, самым важным при этом будет то, насколько все эти нововведения отразятся на стоимости проезда для простого потребителя. Пусть даже в правилах и упоминается, что нововведения «позволят повысить безопасность и качество автотранспортных услуг для населения, а также сфокусироваться на контроле за незаконными перевозками».
За разъяснениями Caravan.kz обратился к депутату Мажилиса парламента РК Екатерине Смышляевой.
- Екатерина Васильевна, что даст вводимое регулирование такси для простых казахстанцев?
- Нужно сразу отметить, что фокус внимания данного законопроекта, разработанного правительством, сосредоточен на межобластных и международных автобусных перевозках и перевозках такси. То есть речь не только о такси, подход предлагается комплексный.
Внутригородские маршруты не являются предметом обсуждения. Задачи регулирования внутригородских и внутриобластных перевозок решаются другими подходами и механизмами, в том числе нормами по организации платформенной занятости, через социально-значимые маршруты и др.
Напомню, что в последнее время сфера пассажирских перевозок на межобластных и международных маршрутах фактически не регулируется. Требования законов есть, но администрировать их некому. На всю страну работает 190 транспортных инспекторов, и в их задачи входит контроль не только за пассажирским, но и за грузовым транспортом. Такая бесконтрольность привела к почти полной утрате регулярных межобластных маршрутов, автобусных перевозок.
В дискуссиях по данному проекту закона часто звучат опасения, что введение обязательного формата саморегулирования спровоцирует увеличение теневого рынка. Однако это уже произошло. Сегодня 90 % рынка междугородних и международных пассажирских перевозок находится в тени.
Как это отражается на потребителях? В целом все пользуются приложениями, частными объявлениями, и система справляется. Однако качество, безопасность и цена услуг оставляют желать лучшего.
Состояние автотранспорта, компетентность водителя, его ответственность перед пассажирами, состояние здоровья перед выполнением рейса, соблюдение режима отдыха – эти параметры необходимо контролировать постоянно в процессе работы, перед каждым рейсом. Этим, по версии разработчиков, и должны заняться саморегулируемые организации.
Когда начнут исполняться требования по качеству и безопасности, вернутся регулярные маршруты – возобновят работу и автовокзалы. Понятно, что не в таких объемах, как раньше, но тем не менее места отдыха и ожидания, медицинские пункты и другая инфраструктура станет востребованной.
По версии разработчиков, роль СРО также будет заключаться и в защите прав наемных работников агрегаторов такси. Это сегодня очень востребовано среди водителей.
- То, что будет введен взнос на участие в СРО, как отразится на ценовой политике, а точнее, в итоге – на кошельке потребителя поездки?
- В новой редакции - никак не повлияет. В первоначальном проекте закона правительством предлагалось обязать вступать в СРО всех, кто занимается перевозками такси. В том числе простых таксистов, работающих «на себя». Такой подход, возможно, мог повлиять на стоимость услуг и в целом социальное самочувствие тысяч самозанятых работников. Депутаты предложили эту обязанность именно для водителей такси исключить. Также рабочая группа предложила норму, запрещающую таксопаркам и платформам высчитывать с водителей плату агрегатора или парка за членство в СРО. В итоге – обязательное членство вводится только для таксопарков, автобусных парков, агрегаторов (я бы назвала их цифровыми таксопарками) и также, по просьбам участников рынка и настоянию депутатов - автовокзалов. То есть речь только о крупных игроках рынка. Простые водители ничего платить не будут.
Кроме того, рабочей группой предложено в несколько раз сократить взносы в СРО по сравнению с тем, что изначально предлагало министерство. Сейчас для таких компаний это символические суммы, и они точно не могут повлиять на цену для потребителя, но позволят заработать системе саморегулирования.
- А что делать с монополизацией рынка такси в РК?
- Данный законопроект, во всяком случае, в его первоначальной правительственной редакции, пока на этот вопрос не отвечает. Почему говорю «пока» - проект только прошел первое чтение. Депутатам и экспертам еще предстоит над ним работать. После публичного обсуждения на пленарном заседании активность и интенсивность предложений сильно возросла. Есть много открытых вопросов и рисков. Думаю, до второго чтения проект закона может серьезно измениться. По текущим нормам, понятно, что, находясь в одной саморегулируемой организации, игроки рынка должны будут договариваться о здоровой и честной конкуренции. Во всяком случае им придется это обсуждать. Ведь по проекту предполагается, что обязательными членами СРО станут агрегаторы такси, таксопарки в их традиционном виде (такие имеются), автобусные парки.
Астана