Мёртвые животные души: как в Казахстане на бумаге борются с приписками

Странным «урожаем» завершился 1-й форум работников сельского хозяйства РК в Астане в минувшую пятницу.

Курица даёт яйца и мясо. Корова – молоко и мясо. Бараны – шерсть и мясо. Что дают чиновники, которые госсубсидиями поддерживают агропромышленный комплекс Казахстана? Тонны бумаг и приписки на миллиарды тенге? В вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

Судя по отчетам областных акимов, урожайность и привесы бьют у них все рекорды. Но ценники на прилавках базаров и супермаркетов противоречат их заверениям. Стоимость продуктов питания в этом году росла стремительнее, чем 5-7 лет назад. Как объяснить этот парадокс?

Детектив? Разбираем по пунктам, что на форуме не соответствовало аплодисментам. Тон задал президент страны Токаев. Он отметил и позитивные, и негативные стороны ситуации в сельском хозяйстве.

Например, в этом году земледельцы собрали рекордный за последние 10 лет урожай – 26,7 млн тонн зерна. Но уже в конце октября всплыл вопрос: где эти рекорды можно сохранить? Отечественные элеваторы – большие зерновые «гостиницы». Но в них не всем фермерским рекордам хватит места. Есть нормативы и сроки хранения. Через них не переступить. Естественно, поступило поручение правительству «организовать через «Продкорпорацию» закупку зерна в объемах, достаточных для удержания приемлемых цен на рынке».

А все «койкоместа» в этих «гостиницах» заняты урожаем прошлого года. Не удалось продать? И наши мукомолы не сумели переработать успехи прошлого года? Почему? Министерства сельского хозяйства, экономики и другие уполномоченные министерства профессионально увиливают от ответов на эти вопросы. Может, потому, что не сумели грамотно выстроить этот процесс на законодательном уровне – кому, куда и почём продать?

Если кто забыл, то напомню. С начала этого века дважды случались ситуации, когда фермеры не сумели спасти урожай зерновых – в 2011 и в 2013 годах. Хлеб сгнил на полях под дождями и снегом из-за переполненных элеваторов и дефицита зерновозов. Тогдашний министр сельского хозяйства Асылжан Мамытбеков на голубом глазу заявил телеканалу КТК, что окоченевшее зерно «хорошо жуётся». А какой продукт можно произвести из этого гнилья для людей?

Понятно, что 1-й форум работников сельского хозяйства не собирался ворошить старое. Но без исправления ошибок прошлого нельзя избежать их в будущем.

Еще вопрос. Почему не удалось продать прошлогодний урожай? Кто-то ждал роста цен? И чего дождался? Нет ответа.

Дальше: а почему это зерно не ушло на мельницы в прошлом году? Они не готовы были переработать такой объем? И что теперь делать с рекордом, если на элеваторах не знают, куда девать рекорды минувших лет?

Кстати, в правительстве не один год вещали, что Казахстан – один из мировых лидеров по экспорту зерна и муки. Если наши фермеры рекордсмены, то кто из наших чиновников чемпион-организатор по экспорту? Фамилии есть?

Бумагами сыт не будешь. Их в тарелку не положишь

Президент Токаев на форуме: «Необходимо обеспечить доступность финансирования АПК... Государство в этом году значительно увеличило расходы на отрасль, отойдя от сложной и непрозрачной схемы предоставления кредитов через субсидирование процентных ставок».

Напомним. В прошлом году глава государства поручил в течение трех лет увеличить долю переработанной продукции в агропромышленном комплексе до 70 %. Что сделано?

По словам министра сельского хозяйства Айдарбека Сапарова, в ближайшие годы будет построено 116 молочно-товарных ферм. «Это позволит нарастить объемы производства молока на 600 тысяч тонн. Намечен ввод в эксплуатацию 29 мясных птицефабрик общей мощностью 220 тысяч тонн в год». А еще - 11 птицефабрик мощностью 850 млн яиц в год. Планируется создать 6 откормочных площадок на 100 тысяч голов крупного рогатого скота и ввести в строй комплекс для откорма 50 тысяч голов мелкого. Также правительство планирует открыть первую специализированную биржу, которая обеспечит цивилизованные правила торговли скотом. И позволит устранить посредников между фермерами и покупателями.

«Планируется», «намечено», «будет создано»… Бумаг – тонны. Но бумагу в тарелку не положишь.

А дальше в спиче президента было без «удобрений». Цитируем: «По моему поручению проводится работа по искоренению практики приписок, фальсификаций и намеренного искажения статистики в сельском хозяйстве. Правительству следует обеспечить полную прозрачность предоставления субсидий».

И не только их.

Опять хотим напомнить. В конце июня в мажилисе министр Сапаров пояснил мажилисменам, почему наша мясо-молочная отрасль проигрывает соседям.

Первый пункт – фейковые показатели. «Хотя, согласно статистике, сырья в животноводстве достаточно, мы понимаем, что данные не соответствуют реальному положению дел. Например, ежегодно, по официальной статистике, производится порядка 6,5 млн тонн молока. При этом на 180 предприятиях перерабатывают всего 2,1 млн тонн. Парадокс: как при таком объеме – нехватка сырья для переработки»?..

И сам же объяснил это чудо «искажением данных в животноводстве и растениеводстве, которое было в стране многие годы».

Потом была создана некая комиссия. Не совсем ясно, кто в нее входил? Какие у неё были полномочия? Но члены комиссии установили, что в республике ДВА МИЛЛИОНА несуществующих голов скота. И ТРИ МИЛЛИОНА тонн никем не выдоенного молока. «По растениеводству работа продолжается», - признался тогда г-н Сапаров.

А еще он сказал тогда, что разработан комплексный план развития перерабатывающей отрасли на 5 лет. «По нему запланировано финансирование 65 МТФ на 100 млрд тенге, что обеспечит дополнительно 372 тысячи тонн молока. Если этот план сработает, мы, возможно, увидим тот день, когда казахстанское масло будет дешевле импортного. Помимо этого площадь кормовых культур к 2026 году увеличится до 3,6 млн га...  Планируется пригласить крупных мировых игроков и внедрить новые технологии для мясокомбинатов».

Ключевые слова здесь – «возможно» и «если этот план сработает»?

То есть Айдарбек Сейпеллович сомневается. Проекты могут провалиться?

Только ли приписки тому виной? Может, сами документы были плохо просчитаны? Или у их авторов руки не из того места растут?

Когда цифры не бьются. А уголовный кодекс молчит?

В конце октября у членов Альянса отраслевых союзов, производящих продукты питания, глаза на лоб полезли – от официальных данных по соотношению импорта и экспорта продуктов питания. Министерство торговли и интеграции сообщило, что идет активное замещение чужой еды отечественной. И этот процесс нарастает. По данным министерства, «число экспортеров выросло с 416 в 2019 году до 760 в 2024-м. Причем это в основном малый и средний бизнес».

По мнению минторга, «доля продуктов питания отечественного происхождения в приграничных областях по некоторым позициям составляет от 80 до 100 %». Представители альянса отслеживали ситуацию в своих сегментах – по колбасе, молочным продуктам, мясу птицы и т.д. Разница с официальными релизами их сильно удивила.

Справка «Каравана»

Откуда тогда у минторга такие данные? Оказывается, акиматовские клерки сделали свои заключения «по результатам визуального исследования».

Приписывать, оказывается, можно не только урожаи-надои-привесы? Если я не ошибаюсь, то это, согласно нашему законодательству, можно отнести к фальсификации документов? Юридически это уже уголовные статьи. Ну и кого за это наказали?

Повторюсь: курица даёт яйца и мясо. Корова – молоко и мясо. Бараны – шерсть и мясо. Что дают чиновники?.. Очень неплохой урожай уголовных дел по фактам коррупции и хищений госсредств.

P.S. В финале форума лучших производителей сельхозпродукции и продуктов питания наградили орденами и медалями. В списке награжденных не было ни одного представителя госорганов, как-то причастных к труду фермеров.