Буквально вчера премьер-министр Олжас Бектенов заявил, что пора цифровизировать всю торговлю. Всю без исключения. Корреспондент медиапортала Caravan.kz разобралась, к чему это приведет.
От хлеба до хай-тека
Определенное удобство, конечно, есть. Кто откажется от возможности заказывать молоко и булочки прямо в постель? Но маленький магазин, где хозяин знает своих клиентов по именам, не так-то просто загнать в мир высоких технологий. Ведь не только приложение нужно скачать, тут оборудование купить надо, сайт настроить, всю информацию о товарах загрузить, каждую упаковку сфотографировать. Для некоторых это сродни тому, чтобы открыть космическую станцию на окраине Алматы.
Допустим, товар нужно доставить в другой город. Как отправить? Скорее всего, через "Казпочту". Премьер-министр уже поручил нарастить имеющийся потенциал национального оператора.
Это значит, что сотрудникам магазинов придется лично посетить отделение "Казпочты", чтобы оформить отправление, отстоять очередь, рискуя нарваться на недовольных пенсионеров, взвесить посылку, упаковать её в фирменный пакет, указать адрес получателя. И, конечно, оплатить почтовые услуги. Все эти расходы лягут на плечи потребителя, ведь предприниматели – не сказочные волшебники и в убыток себе работать не будут.
Но и это не главное. Давайте вспомним, почему мы любим ходить в маленькие магазины? Правильно! За общением, за этой самой теплой атмосферой. Зачем тогда ломать то, что работает? Тем более, что конкурировать с огромными маркетплейсами, которые предлагают всё на свете, от зубочисток до последних моделей смартфонов, бесполезно. В магазине у дома все равно выбор будет меньше, да и большинство товаров дороже.
Курьеры - новые герои района
И это ещё не всё. Мелким магазинам понадобятся курьеры. Кто-то ведь должен доставлять муку и яйца в соседний подъезд. Ну, или в соседний район. Может, дойдём даже до подписок на базовые продукты.
Для того чтобы организовать доставку во всех 105 535 малых магазинах (а именно столько их, если верить статистике), потребуется целая армия из 52 768 молодых людей. Расчёт тут прост. Берём среднее число предполагаемых онлайн-заказов в магазине (10 в день), умножаем на общее количество торговых точек (105 535 единиц), получаем 1 055 350 заказов ежедневно. Теперь делим эту цифру на среднюю дневную нагрузку одного курьера (20 заказов), в итоге получаем 52 767 курьеров. Проще говоря, нужен один курьер на каждые два магазина.
У нас и без того молодежь не спешит осваивать рабочие профессии. А тут ещё эти «вакансии мечты»: свободный график, свежий воздух, движение. Разве это не идет вразрез с инициативой президента о повышении статуса людей труда?
Контрафакт, возвраты и булочки с сюрпризом
Есть еще один момент. Онлайн-торговля — это не только удобство, но и проблемы. Никакой магазин, даже самый цифровой, не застрахован от контрафакта. Заказал покупатель, к примеру, булочку онлайн, а она с сюрпризом. И что теперь ему делать? Бежать на почту, стоять в очереди, отправлять посылку обратно? А где гарантия, что деньги вернут? Именно поэтому премьер-министр поручил министерствам юстиции и цифрового развития выработать конкретные меры по повышению уровня защиты прав потребителей в электронной торговле. И сроки поставил очень сжатые – до конца февраля.
А до конца марта надо сформировать эффективные цепочки поставок товаров как внутри страны, так и на международном уровне. То есть наши магазины могут выйти на зарубежные рынки?
Но самое главное здесь — это оптимизм. Может быть, через пару лет мы все будем заказывать хлеб в соседнем магазине через приложение, а доставлять его будет беспилотник. Но пока, если честно, будущее кажется чуть менее технологичным и чуть более... хаотичным.