Корове 108 лет: зачем фермерам приписки, если в них субсидируют миллиарды

Мы шестые в мире по площади сельхозугодий. Шестые, Карл! Это значит, что землю можно пахать до горизонта и ещё чуть дальше, но, судя по ВВП, мы всё это держим исключительно «для вида». Доля сельского хозяйства в казахстанской экономике держится на уровне 5 %, что выглядит особенно нелепо на фоне Узбекистана (25 %) и Кыргызстана (14 %). У них, кстати, климат похожий. Так что дело явно не в погоде.

В ситуации разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz

Национальный план или сборник очевидностей?

На первый взгляд, аграрии могут радоваться — есть Национальный план развития до 2029 года. Проблемы в нём прописаны грамотно: низкая производительность труда, медленные темпы роста орошаемых земель, плачевная логистика и отсутствие техники. Если убрать канцелярщину, всё можно свести к одному слову — бардак. Проблемы старые, как и техника на полях.

Недавно специалисты из Halyk Finance прошлись по этому плану с лупой и, как говорится, нашли явные недостатки. Во-первых, где разбор полётов? Почему предыдущие программы провалились? Почему субсидии утекли в никуда? Почему фермеры остались с дырявыми тракторами, а результаты снова — пшик? И этого анализа в документе нет. Зато есть очередные госдотации, которые «кривят» рынок, как неумелый агроном поле.

Эксперты в открытую заявляют: государственная поддержка сельского хозяйства в её текущем виде — антирыночная по своей сути. Деньги раздают щедро, а толку — как от полива пустыни. Почему? Да потому, что льготные кредиты и субсидии убивают любую мотивацию. Зачем фермеру пахать на износ, искать новые технологии и рынки, если можно просто протянуть руку и ждать, пока государство всё «порешает»? В итоге наши аграрии не бегут вперёд, не ищут продуктивности — они просто грустно пялятся в небо в надежде, что оттуда прольётся не дождь, а очередной транш поддержки.

Но и это ещё не всё. Две задачи, которые поставлены в НПР — продовольственная безопасность и раскрытие экспортного потенциала, — в корне противоречат друг другу. Как можно одновременно накормить внутренний рынок и с триумфом завалить мировые рынки мясом и переработанной продукцией? Пока мы ещё слабо справляемся с первой задачей, о второй лучше говорить шёпотом.

Но главное — это земля. Вернее, вопрос частной собственности на неё. В Национальном плане, конечно, пишут об «эффективности использования площадей», но самого главного слова — «собственность» — там нет. Почему это важно? Потому что в развитых странах земля — это не просто почва под ногами, а актив, который можно заложить в банке, чтобы получить кредит и развивать бизнес. Земля — это инвестиционная ценность, а не кусок степи, который чиновник перераспределяет по своему усмотрению.

Без права собственности фермеру не придёт в голову вкладывать деньги в то, что завтра могут у него забрать или перераспределить. А значит, ни тебе инвестиций, ни технологий, ни урожая — сплошной пшик.

Хотите оживить село? Отдайте землю в руки тех, кто на ней работает. Сделайте её ценностью, а не предметом для бюрократических игр.

Статистика с душком и «корова на пенсии»

Буквально на прошлой неделе Высшая аудиторская палата потрясла страну данными, которые больше похожи на сценарий для комедии. Как сказал депутат Бакытжан Базарбек, комментируя аудиторский документ, статистику по скоту «рисовали» так усердно, что субсидии получали даже животные-долгожители. В одном из случаев корова прожила 108 лет! Сто восемь лет! Дайте ей уже орден и памятник при жизни. Или хотя бы объясните, как она дожила до такой старости, когда даже тракторы у нас не выживают дольше пары десятков лет.

Но юмор заканчивается, когда выясняется, что деньги оседали не на фермах, а в бездействующих компаниях и лжепредприятиях. Субсидии выдавали даже умершим людям. Система господдержки, которой с каждым годом придумывают всё новые и новые правила, давно превратилась в кормушку для особо предприимчивых.

142 миллиарда тенге — именно столько, по данным аудиторов, использовали «неэффективно». Если кто-то забыл, это почти целый бюджет небольшого региона. А ведь можно было построить новые дороги, помочь настоящим фермерам или хотя бы обновить оборудование, которое уже давно просится на свалку. Но нет — вместо этого кто-то крутит схемы с субсидиями, а настоящие фермеры продолжают пахать в прямом и переносном смысле.

Что дальше?

Президент Токаев, конечно, поручил правоохранительным органам навести порядок. Но что будет дальше? Пока чиновники сочиняют очередной документ о «необходимости борьбы с коррупцией», в казахстанском ауле всё без изменений: фермеры не видят помощи, а коровы, судя по отчётам, продолжают жить по 100 лет.

Вывод простой – мы не можем быть аграрной державой только на бумаге. Нужны реальные реформы, прозрачность и нормальная система субсидирования, а не цирк с коровами-долгожителями. Нужны дороги, техника и, главное, воля что-то менять, а не просто перекладывать цифры из одного отчёта в другой. Пока этого нет, наши огромные поля так и будут оставаться без урожая, а фермеры — без будущего.