Как спастись от потопа: какие советы дают казахстанцам странные онлайн-карты

Что же можно узнать о Казахстане при помощи самых странных сайтов?

Продам ковчег, недорого

Сразу стоит отметить, что далеко не вся информация с этих сайтов может считаться документально точной. У истоков большинства сайтов стояли специалисты: социологи, "айтишники", геофизики, археологи, но потом доступ был открыт всем желающим. Хоть недостоверную информацию там рано или поздно удаляют, нечто выложенное шутки ради или для того, чтобы доказать свои бредовые идеи, может провисеть несколько месяцев и растиражироваться до такой степени, что шутник сможет выложить свой бред повторно, но уже с кучей ссылок на источники.

Поэтому начать стоит с сайтов, где вероятность недостоверной информации минимальная.

Например, на Antipodes Map можно узнать, что получилось бы, если просверлить Землю насквозь из той или иной точки. Изначально карта задумывалась как сервис, позволяющий узнать самую удаленную точку Земли от родного города, дома или офиса. Но раз самая удаленная точка будет точно на противоположной стороне земного шара, то и описание немного изменилось.

Итак, если кто-то из казахстанцев вышел бы во двор и стал копать бесконечный колодец, то авантюрист оказался бы в Тихом океане в нескольких сотнях километров от Южной Америки, а если быть точнее, то от побережья Чили.

Ни для одного из казахстанских городов исключений нет. В этом секторе нет даже крошечного островка.

Сайт FloodMap был запущен телекомпанией National Geographic, чтобы привлечь внимание к проблеме глобального потепления. В документалках, посвященных этой проблеме, обычно демонстрируются ледники Арктики и Антарктиды, поэтому большинство зрителей считает, будто это происходит далеко и непосредственно их не касается. Совсем другое дело видеть, как талые воды топят твой родной город.

Если верить FloodMap, после таяния всех ледников на Земле от Казахстана останется только юг, Карагандинская область и кусочек Семипалатинска. Сатпаев станет городом на берегу океана, а возле Жезказгана останется крупный остров. Также островки будут близ Актобе и Астаны. Шымкент, Туркестан и Алматы новый всемирный потоп практически не затронет, только Балхаш из озера превратится в море раза в три больше, чем Каспий.

Нет моря, нет и корабликов

Сайт Flightradar24 с 2007 года ведет наблюдения за всеми воздушными суднами в небе, от любительского легкомоторного самолетика до грузового «Боинга». Если проанализировать статистику, то можно узнать, над какими областями Казахстана самолеты летают чаще всего. Алматы и Астана тут предсказуемо выбились в лидеры по понятным причинам.

Если же брать провинциальные регионы, то чаще всего самолеты пролетают Мангыстау. Такая картина нарисовалась только после 2022 года. Раньше вероятность увидеть в небе самолет была выше у жителей Актюбинской области. Большинство маршрутов из Азии в Европу проходило именно над этим регионом. После 2020 года количество авиаперелетов сократилось из-за пандемии, а сейчас, чтобы попасть в Европу, нужно делать большой крюк через Стамбул или Баку. Кроме того, популярность Грузии и Азербайджана у туристов выросла, значит, и рейсов в том направлении стало больше

У Flightradar24 есть младший брат - AIS Marine Traffic. По такому же принципу отслеживаются морские суда. Для Казахстана здесь результат предсказуем. Больше всего морских кораблей в нашей страны ходят близ Актау и только там. Что неудивительно: для морского трафика необходимо море, а лишь Мангыстау может этим похвастать.

Под крылом самолета о чем-то поет

На портале Аeroinside регистрируются все инциденты, связанные с самолетами. Тут можно выбрать как страну, в которой что-то случилось с воздушным судном, так и отдельную авиакомпанию. В этом и плюс и минус сайта. Тут регистрируется абсолютно все. От дебоша на борту до задержки рейсов. Может быть, для инвесторов или производителей самолетов это и полезная информация, но перерывать десятки страниц текста, где в салоне обнаружился запах дыма или воздушное судно качнуло из-за оплошности пилота, очень скучно.

Радует лишь одно. Казахстанских авиакомпаний тут нет даже в первой двадцатке по количеству инцидентов. Вероятность испортить впечатление выше от полетов в Бразилии, Китае, России и США. Опять же дело не том, что у этих стран самые плохие пилоты с самолетами. Чем больше рейсов совершается на территории страны, тем выше вероятность инцидента. Именно поэтому Конго и Зимбабве в списках попадаются крайне редко. А в целом у Казахстана почетное 43-е место в мире.

Сайт Dp-cs фиксирует только авиакатастрофы с летальным исходом или хотя бы когда техника сильно пострадала. Особенность портала в том, что, кроме даты и времени, приводится еще много различных факторов - погода, солнечная активность, уровень радиации. Эти данные должны помочь выявить некую закономерность и помочь в расследовании.

Если верить порталу, в этом году в Казахстане были только две авиакатастрофы. Падение вертолета под Актобе 9 ноября и жёсткая посадка АН-2 на воду в Костанайской области. В обоих случаях причиной стала плохая погода.

Портал Аvia.pro позволяет слушать в реальном времени переговоры пилотов и диспетчеров. К сожалению, конкретно Казахстан там выбрать нельзя, только Азию в целом. Так что может уйти не менее пяти часов, пока получится найти нужный рейс.

В описании говорится, что переговоры заливают радиолюбители, перехватывающие частоты гражданской авиации. Впрочем, нужно быть сведущим в авиации, чтобы понять, где транслируется актуальная запись, где старая, а где фейк, состряпанный шутником в аудиоредакторе. Так, одно время по Ютубу кочевала запись якобы с гибелью российской космонавтки. Будто бы радиолюбитель перехватил частоту «Роскосмоса» где-то под Байконуром. От записи шли мурашки, девушка очень убедительно кричала, что горит заживо, но кричала она это по-русски с сильным акцентом, ставя ударения не там даже в простых словах. В целом акцент был похож на итальянский, так что свято верить тому, что звучит на сайте, не стоит.

Портал Вaaa-acro собирает медиафайлы, связанные с авиакатастрофами. Чаще всего тут встречаются фото из СМИ и записи из соцсетей. В рубрикаторе можно выбрать страну, что значительно облегчает поиск. Итак, на портале есть информация о 138 несчастных случаях на территории Казахстана. Сначала такое количество пугает, а лишь потом становится ясно, что речь идет о катастрофах за всю историю авиации, включая СССР и крушения «кукурузников» над колхозными полями.  Больше всего файлов в разделе крушение самолета «Бек Эйр» 27 декабря 2019 года в Алматы. Все файлы, а там их около трех десятков, в свое время крутились по ТВ и не сходили с новостных сайтов, так что заострять внимание на них не стоит.

Самая страшная авиакатастрофа, по данным сайта, произошла в Алма-Ате 8 июля 1980 года. Она унесла 166 жизней. А самое первое крушение самолета над Казахстаном случилось 5 февраля 1934 года под Карагандой. Тогда рухнул самолет Ро-2, принадлежащий «Сельхозавиации», и погиб пилот.

По понятным причинам медиафайлов тут нет. Первая же казахстанская авиакатастрофа, попавшая на фото, оказавшееся в общем доступе, случилась под Алма-Атой 4 января 1965 года. Крушение ИЛ-18, следующего маршрутом Москва - Алма-Ата, унесло 64 жизни.

У природы нет плохой погоды

Благодаря Interactive Global Lightning Density Map можно узнать, в каких регионах страны чаще всего бьют молнии. Если верить порталу, самое грозоопасное место Казахстана – это Павлодар, а меньше всего вероятность полюбоваться молниями у жителей Актюбинской и Мангыстауской областей.

Портал zoom.earth показывает погоду в реальном времени, но по собранной статистике можно узнать самые дождливые, солнечные и облачные места Казахстана.

Так, реже всего безоблачное небо видят жители Усть-Каменогорска, а если быть еще точнее, то жители села Глубокое.

В этом же селе бушуют и самые сильные крещенские морозы.

Больше всего разгребать снежные заносы приходится костанайцам. В первую очередь - жителям села Владимировка. Реже всех снег и дождь видят в Бейнеу, что в Мангыстау, а самый жаркий и солнечный край в нашей стране - Сарыагаш.

Народная молва закрепила за Астаной славу города ветров, но это не так. Чаще всего сильные ветры дуют в Актау и особенно в окрестностях Форт-Шевченко.

 Данные в статистике приводится за два года, так что в другие времена картина могла быть другой.

Портал Radmon помогает определить места с максимальным уровнем естественной радиации. Тут задача осложняется тем, что порой сложно определить, где радиация естественная, а где приложил руку человек. Например, Байганинский район Актюбинской области и раньше изрядно фонил, а после испытаний в 1986 году счетчик Гейгера местами ведет себя, как в Чернобыльской зоне отчуждения. Похожая ситуация наблюдается и на Устюрте. Но если отбросить все человеческие факторы, то самый высокий уровень естественной радиации наблюдается в Алматы.

Если верить порталу, тут стабилен фон в 0,16 микрозиверта. Звучит странно, но это совсем немного и большой угрозы для здоровья не представляет.

Не болей!

На новостном портале Usnews есть любопытная онлайн-карта, где показано, какую чужую страну граждане разных республик считают лучшей (кроме своей, конечно) и куда бы они переехали, если бы возникла такая необходимость.  Для казахстанцев раем на Земле стали ОАЭ. 63 % участвовавших в опросе выбрали именно Дубай. Еще 8 % остановили свой выбор на Саудовской Аравии. Остальные же хотели бы жить в США или Канаде. Относиться серьезно к этим данным нельзя. Они составлены по результат онлайн-опроса, а те, кто хотел бы переехать в Россию или Беларусь, на такие сайты не заходят.

Национальный совет безопасности США запустил довольно жутковатый проект. На онлайн-карте показаны самые частые причины смерти у граждан тех или иных стран. В Казахстане грустная пальма первенства досталась сердечно-сосудистым заболеваниям, а именно инфаркту. Лишь на юге страны причиной смерти становится инсульт.

Довольно любопытная карта есть у социологов из Pew Research Center. Они изучили, в каких странах граждане думают, что они лучше других народов. В лидеры выбились США, Россия, Румыния и Болгария. Именно там 69 % опрошенных заявили, что здешний  народ умнее, талантливее и красивее, чем остальные. Самыми скромными оказались испанцы, шведы и голландцы. Только 20 % граждан этих стран считают себя лучше соседей. У Казахстана этот показатель равнялся 34 %. Примерно такой, как у подавляющего большинства развитых стран. Так что и в понтах по скромности мы опять на мировом уровне.

Стоп, снято!

Сайт 35awards предназначен для профессиональных фотографов. На специальной онлайн-карте отмечаются места, где были сделаны самые удачные снимки, собравшие больше всего лайков. Так получилось, что самой красивой достопримечательностью Казахстана, по мнению фотолюбителей, стала Бозжыра, что в Мангыстау. Казалось бы, самым красивым водоемом должен быть Каспий или хотя бы озера в Боровом, но нет. Почему-то самые удачные снимки получаются на озере Балхаш, а самый красивый городской пейзаж нашей страны - это вид на Алматы с Коктобе на закате.

Правда, тут есть маленькая оговорка. Сайт все-таки для профессиональных фотографов, которым нужен уникальный сюжет, возможность продемонстрировать профессиональные навыки и выжать все возможности из аппаратуры. Фотографировать Байтерек профессионал вряд ли захочет, потому что сюжет истрёпан и все ракурсы давно опробованы.

Сервис Sightsmap работает на базе «Гугла» и фиксирует самые фотографируемые места в разных точках мира. То есть он собирает геоданные, когда фото переходит в облако или публикуется в соцсетях. Таким образом можно узнать, в каких местах Казахстана чаще всего делаются селфи, записываются рилсы и сторис, то есть что любит фоткать простой народ, далекий от диафрагм, уровня освещения и выстраивания перспективы.

С профессионалами тут совпадение только одно - Коктобе. Действительно, вид на вечерний Алматы тут каждый раз неповторим, и испортить такое фото трудно. Даже на древних телефонах с двумя мегапикселями вид с Коктобе любопытный. А если добавить еще сюда много интересных закоулков парка, большое количество туристов, то неудивительно, что Коктобе стало казахстанской меккой для селфи.

На втором месте находится Скальная тропа в Актау.  Тут есть еще один секрет. Из-за подсветки приходится делать очень много фото. Потому что есть риск испортить кадр или пропустить хороший ракурс. К тому же днем и ночью картинка совсем разная, поэтому каждый турист делает фото как минимум дважды в одном и том же месте.

Третье место досталось Байтереку. Не то, чтобы он людям совсем уж не нравился. Просто за столько лет его существования его не фотографировал только ленивый.

Хотя электронные мозги могут быть очень неточными. Так, в десятку лучших мест для фото попали совсем непримечательная бензоколонка возле Алматы и придорожная закусочная возле Актау.

Дело в том, что алгоритмы «Гугла» фиксируют не сюжет фотографии, а геоданные, где фото стало грузиться в сеть. У Чарынского каньона, озера Кольсай, Шеркалы и прочих природных достопримечательностей мобильный интернет ловит плохо или его совсем нет. Да и сами туристы не спешат постить фоточки в соцсети.

У бензоколонки и закусочной сеть ловит неплохо, а экскурсионные автобусы стоят там подолгу, чтобы туристы могли перекусить, сходить в туалет, прикупить чего-то в дорогу.

В ожидании своей очереди путешественники начинают от скуки постить фото, и геоданные при этом километров на 100-200 отличаются от тех, где было сделано фото на самом деле.