Генсек зарабатывал меньше продавца пирожков: какие вожди отличались расточительностью

В вопросе разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

У президентов и премьер-министров нет времени на шоппинг, а все их потребности оплачиваются за счет налогоплательщиков. Что же могли купить на свой оклад политические лидеры СССР, если бы вздумали сходить в обычный магазин?

Вы думаете нам, царям, легко?

В Российской империи у правителей зарплат не было. А зачем? Ведь формально им принадлежали не только все деньги империи, но и каждая травинка в их владениях. Но это формально. На самом же деле в карманах царственных особ никогда не лежало и пятачка. Разве что, когда надо было публично раздавать милостыню, казначей выдавал государю горсть мелочи. Если требовалось кого-то одарить деньгами, то царственная особа давала устное распоряжение. Дело в том, что делать покупки лично, то есть вручать монеты продавцу, считалось делом недостойным не только для царя, но и для всей его семьи. Для этого дела существовали посыльные.

В дневниках Николая Второго есть любопытная запись. Человек, который владел шестой частью суши, сокрушался, что не может завести себе пару модных носков в красно-белую полоску. Тогда все необходимое царю поставляли специально назначенные для этого люди, и не всегда можно было сказать им о своих желаниях. Закупка проходила через целую цепочку людей, и странное желание монарха щегольнуть в модных носочках вызвало бы сплетни, остроты и насмешки. Это как сейчас глава государства захотел бы купить себе пижамку с единорогами и поручил выставить объявление о тендере на этот предмет одежды на государственном портале.

Ограничения особенно били по супруге государя и его дочкам. Ведь женщинам требуется много весьма деликатных вещей, а тут весь дворец обсуждает фасон панталон, которые носят юные княжны. Да и простые детские радости, вроде глиняных свистулек и петушков на палочке, то есть того, что могли позволить себе крестьянские малыши, детям императора были недоступны. Придворный этикет строго ограничивал то, что было достойно побывать в руках царственной особы.

Только с 1904 года ситуация чуть изменилась в лучшую сторону для монарха. Тогда в Российской империи переняли моду на торговые каталоги, некий аналог современного «Озона» и «Вайлдберриз». До этого каталоги печатали многие купцы и промышленники, но они касались только одного вида товаров, например, посуды или скобяных изделий. То есть даже если бы монарх просто взял в руки каталог средств для укрепления мужской силы, по дворцу поползли бы нехорошие слухи.

С 1904 года стали печататься каталоги, где было абсолютно все, от ювелирных изделий и дорогих сигар до грошовых бус и патентованной мази от геморроя. Что самое интересное - абсолютно все посылки приходили анонимно, только с номером на коробочке.

Более того, одним выпуском каталога пользовались практически все во дворце, от императора до кухарки, а значит, в лавке, где упаковывали посылки, никто не мог знать, кто заказал средство от морщин - супруга императора или посудомойка. Стоимость же заказов выставлялась по номерам на коробочках, чтобы какая-нибудь горничная не накупила себе бриллиантовых брошек за казенный счет.

История умалчивает, смог ли Николай Второй обзавестись вожделенными полосатыми носочками, но теоретически такая возможность у него появилась.

И только дедушка Ленин хороший был вождь

Первым главой государства на окладе в истории как Российской империи, так и СССР, стал Владимир Ленин. В 1917 году, как только Ильич был назначен на должность председателя Совета народных комиссаров, стал вопрос, а по какому тарифу оплачивать эту должность?  Ведь это, по сути, чиновник высшего ранга, но управлять государством сложнее, чем одним ведомством, значит, и оклад должен быть выше. Спор решил сам Ленин. Он заявил, что сейчас настало время рабочих и крестьян, а значит, он должен получать столько же, сколько обычный работяга Петрограда, а именно - 500 рублей в месяц. И вообще не сегодня, так завтра наступит коммунизм, а значит, нечего тратить время на рассуждения о деньгах. Рубль тогда еще имел золотое обеспечение, и, если перевести заплату вождя на современные деньги, получится примерно 370 тыс. тенге.

Потом курс рубля резко ослаб, и Ильич с учетом инфляции поднял себе оклад до 800 рублей. На эти деньги можно было купить килограммов 10-12 мяса с костями, а к 1919-му зарплата Ленина равнялась 27 тыс. рублей. Ее хватило бы на полтора пуда  (24 кг) ржаной муки.

Естественно, сам Ильич продуктов себе не покупал, а был на полном государственном обеспечении. Единственное, на что Ленин тратил свои кровные, так это на заказ книг и журналов из-за рубежа, но платил за это не рублями, а валютой, но своей собственной.

В те времена труды Ленина переиздавались за границей большими тиражами. Всем было интересно, чего это такого написал кремлевский мечтатель в своих сочинениях, что это понравилось целой стране. А зарубежные издатели исправно платили гонорары с каждого тиража.

Рубли же Ильичу были тоже нужны. С оклада он исправно платил налоги и партийные взносы, откуда нам сейчас и известно об официальном окладе вождя мировой революции.

Жить стало лучше, жить стало веселее

Иосиф Сталин тоже скромничал, когда назначал себе оклад, но оценил себя примерно вдвое дороже простого рабочего. Судя по налоговым декларациям и партийным взносам, до 1935 года Иосиф Виссарионович стабильно получал 235 рублей. Для сравнения - зарплата квалифицированного рабочего в Москве тогда составляла в среднем 140 рублей. При этом оклад рабочего с каждым годом рос, а у Сталина он оставался прежним.

Если бы Иосиф Виссарионович отправился в магазин и решил спустить там всю зарплату, то он мог бы купить 100 килограммов макарон или 15 килограммов копченой свинины. Если бы захотелось сладенького, оклада вождя хватило бы на 7 кило лучших шоколадных конфет, а если потянуло на деликатесы, то можно было бы взять 6-7 крабов или 6 кило икры.

Но стоит отметить, что простые продукты стоили очень дешево. Шоколадные конфеты были дороги, потому что производство этих лакомств еще не успели поставить на поток. На зарплату вождя можно было купить 195 килограммов хлеба, два мешка риса, три с половиной мешка перловки, два центнера картошки, 43 килограмма речной непотрошеной рыбы.

Естественно, Сталин зарплату на еду не тратил. Он находился на полном государственном обеспечении, и отцу народов достаточно было сказать, что неплохо было бы за ужином поесть виноградика и запить кахетинским, как лакомство ему тут же доставляли самолетом. Сейчас сложно сказать, знал ли Иосиф Виссарионович, какими путями деликатесы поступают к нему на стол, но есть довольно любопытный документ.

Завкафедрой МГУ, профессор Сергей Девятов прославился исторической работой на тему трапез  российских и советских правителей. Для этого он изучил госархивы ФСО, где хранились накладные с кремлёвских пирушек.

Вот меню, подписанное генералом Александром Егнатанашвили, отвечающим за поставку продуктов в Кремль .

ХОЛОДНЫЕ ЗАКУСКИ — икра зернистая, икра паюсная, балык белорыбий, лососина, сельдь с гарниром, шамая вяленая, ветчина холодная, шофруа и майонез из дичи, утки Андоб, севрюжка заливная, салат из помидоров, салат «Пайар», огурцы, помидоры, редис, огурцы кавказские, сыры, масло, тосты, расстегайчики, бриоши, горячие закуски — грибы белые в сметане, форшмак из дичи, кабачки миньер.

ГОРЯЧЕЕ — суп-крем из пулярки, консоме, борщок, индейки, цыплята, рябчики, молочный барашек с картофелем, салат с огурцами, цветная капуста, спаржа.

ДЕСЕРТ — мороженое сливочное и фруктовое, кофе, ликеры, фрукты, птифур, миндаль жареный.

Это рядовая трапеза, без особого повода. Под ней стоит дата 4 декабря 1941 года. То есть Москва была на осадном положении, а немцы подошли совсем плотно к столице.

После войны, когда рубль немного укрепился, зарплата Сталина составляла 2500 рублей. Для сравнения, простой рабочий получал около 600 рублей в месяц. Еще 10000 рублей набегало в виде гонораров за переиздание трудов вождя. Это опять же официальные цифры, основанные на налогах и партийных взносах.

Зарплаты бы хватило на 60 килограммов плохонького мяса с базара или поношенный костюм с толкучки. По остальным видам продуктов сказать сложно, потому что цены на них хоть и были низкими, но количество выдаваемого на руки ограничивалось продуктовыми карточками. Теми самыми, из-за потери которых соседка Володи Шарапова из сериала «Место встречи...» едва не полезла в петлю.

Любопытно, но Иосиф Виссарионович иногда сам захаживал в магазин. Но не в продуктовый, а в аптеку. Он настолько не доверял врачам, что лекарства для себя покупал лично, причем заставлял шофера колесить по городу и заходил в случайную аптеку. Так было больше гарантий, что аптекарь не подсунет ему отраву. Лекарства Сталин покупал простые и самые дешевые: йод, аспирин, настойки трав на спирту. Иным он просто не доверял. Цену никогда не спрашивал, а просто давал первую попавшуюся купюру. Если этого было мало, потребовать доплаты аптекарь не решался.

Дайте таблеток от жадности, да побольше

Никита Хрущев долгое время получал тот оклад, что был установлен еще при Сталине. Однако к 1961 году, когда произошла денежная реформа и на купюрах исчезли ноли, Никита Сергеевич был уже далек от магазинных цен и назначил себе оклад в 1000 рублей. Это был первый случай в истории СССР, когда зарплата главы государства стала более чем в 10 раз выше зарплаты простого рабочего. Средний оклад по стране тогда составлял 80-120 рублей. Студенты как-то выживали на 28 рублей.

На новый оклад Никита Сергеевич мог купить 250 килограммов лучшего мяса, 200 кило трески, 10 тонн картошки, целую цистерну молока и тонну шоколада.

Тем не менее олигархом в нынешнем понимании Хрущев не стал. На новый автомобиль ему пришлось бы копить целых четыре месяца.

Любопытно перевести оклад Хрущева на нынешние деньги по тому же золотому курсу. Выходит довольно скромная сумма в 1413 долларов, или 687 тыс тенге. В наши дни и столичный офис-менеджер может получать больше. А тогда это был человек с самой высокой зарплатой по стране.

Любит меня народ, подарками балует

Леонид Брежнев в плане зарплаты оказался скромнее. Его оклад составлял всего 800 рублей. К этому времени зарплаты простого народа выросли, и финасовая пропасть между доходами генсека и простого народа сошла на нет. Средняя зарплата по стране составляла 220 рублей, всего лишь втрое меньше, чем у первого лица государства. Средняя пенсия - 80 рублей. Правда, низкая усредненность произошла из-за колхозников, которые долгое время работали не за деньги, а за трудодни. Вахтовики, крупные начальники, профессура получали по 500 рублей и выше. В стране было немало людей, с надбавками и премиями зарабатывающими больше, чем генсек. А подпольные цеховики, спекулянты с базара, артисты с «левыми» концертами, а также официанты и таксисты с чаевыми, могли за месяц заработать больше, чем генсек за год.

Хотя и у дорогого Леонида Ильича тоже была «шабашка». Он получал немалые гонорары не только за цикл мемуаров «Малая земля», «Целина» и «Возрождение», но и за публикации речей на съездах КПСС. Только первый тираж «Малой земли» принес Брежневу 180 тыс. рублей.

Однако Леонид Ильич заработанное не тратил. По словам очевидцев, он мог взять в буфете предприятия, куда приезжал с официальным визитом, пачку сигарет или бутылку минералки, и уйти не расплатившись. Но это не от жадности, а просто от рассеянности.

Тем не менее атрибуты красивой жизни Брежнев любил. Он пользовался дорогими одеколонами, носил золотые часы, прикуривал от ювелирных зажигалок, стрелял на охоте из ружей премиум-класса, катался на лучших автомобилях. Все эти предметы роскоши ему дарили как главы дружественных стран, так и подчиненные. Но при этом Леонид Ильич курил довольно дешевые сигареты «Новость» и предпочитал простую пищу, вроде овощного рагу и простеньких супчиков. Правда, запивал он эту снедь хорошим коньяком.

Не в деньгах счастье

Юрий Андропов тоже получал 800 рублей и даже не имел дохода от гонораров за мемуары. Он попросту не успел их написать. Гонорары в 200-300 рублей за статьи для партийных газет и журналов поступали нерегулярно, и их нельзя считать постоянным доходом.

Константин Черненко почему-то решил, что 800 рублей для генсека - это мало, и потребовал удвоить оклад.

Михаил Горбачев в тот период, когда советские граждане помнят его по портретам без родимого пятна, поиграл в демократию и снова урезал оклад генсека до 800 рублей.

Тут уж ситуация стала совсем курьезной. После принятии закона о кооперации торговец пирожками из привокзального киоска стал зарабатывать в день больше, чем глава государства в месяц.

В 1990 году должность генсека упразднилась и вместо нее страной стал управлять президент. Горбачев, для придания статусности новой должности, назначил себе очень высокую зарплату - 4000 рублей.

Это был самый высокий оклад генсека в истории СССР, но на практике оказалось не так уж и много. К 1990 году из магазинов пропало почти все: мыло, носки, лампочки, а основные продукты выдавались по талонам. Так что вздумай президент СССР потратить всю зарплату в гастрономе, то купил бы он 10 тыс. банок килек в томате или 1000 пачек отвратительного чая непонятно из какой страны. Другого в подавляющем большинстве магазинов СССР в свободной продаже не было, а за чем-то стоящим выстраивались километровые очереди. Впрочем, новоиспеченный президент мог зайти в комиссионку и без всякой толкотни купить два импортных кассетных магнитофона, три телевизора отечественных или один подержанный видеомагнитофон. Если повезет, можно было купить новую шубку Раисе Максимовне. Почему-то меховые изделия появлялись на прилавках довольно часто, но простой народ позволить это себе не мог.

Если бы не Нобелевская премия в 10 млн шведских крон (1,5 млн долларов), то  президент СССР был первым главой Советского Союза с самой низкой покупательной способностью.

Нынешние главы постсоветских республик имеют официальный оклад в 15-25 тыс. долларов в месяц. По крайней мере, если считать по поданным налоговым декларациям. Такой оклад получают практически все главы государств по всему миру, и наши стараются не выбиваться из международных стандартов, иначе мировое сообщество не поймет.

Однако в мире есть и исключения. Эпатажный Дональд Трамп за период президентства получал всего 1 доллар в год. Он публично заявил, что ему хватает денег и без президентской зарплаты.

Премьер-министр Сингапура Лоуренс Вонг ежемесячно получает 140 тыс. долларов, а самым бедным президентом считается глава Уругвая Хосе Умберто Мухика Кордано. Он правил страной с 2010 по 2015 год. Государство назначило ему вполне приличную зарплату в 12000 долларов, но Хосе оставлял себе только 775 долларов, а остальное отдавал на благотворительность. Причем продукты и одежду президент покупал себе сам, сам оплачивал коммуналку своего небольшого домика, и на саммиты летал эконом-классом за свой счет. 775 долларов - довольно большие деньги для Уругвая, но Хосе немолод, и немало средств требовалось на услуги врачей. Чтобы сводить концы с концами, президент в свободное от политики время копался на огороде. Свежие зелень и овощи помогали главе государства неплохо сэкономить.

Неудивительно, что у народа Хосе до сих пор пользуется большим уважением. Ведь он не понаслышке знает, что такое рост цен и скачки инфляции.

Становится любопытно, сколько же получал первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР, Динмухамед Кунаев. Для лидеров союзных республик была установлена тарифная ставка в 480 рублей, плюс для проживающих в районе в регионах с суровым климатом, к которым относился и Казахстан, существовала доплата в 250 рублей, как ее шутливо называли «лечебные». Была еще одна достаточно интересная доплата. За хорошее знание языка той республики, которую возглавлял политик, платили ещё 50 рублей. Звучит довольно странно, но стоит вспомнить, что Леонид Брежнев одно время был секретерам ЦК Молдавии, и на языке народа, которым он управлял, мог в лучшем случае просто поздороваться. Собственно дорогому Леониду Ильич и пришла в голову эта идея хоть как-то поддерживать двуязычие партийных руководителей.

Фото - Wikimedia

Нетрудно подсчитать, что у Динмухамеда Кунаева в месяц набегало 780 рублей. Интересно, что Динмухамеду Ахмедовичу полагалось ещё 340 рублей за звание академика, ведь с 1952-го по 1955 он возглавлял Академию наук Казахской ССР, а этот этап карьеры давал право на пожизненную доплату. Однако первый секретарь ЦК компартии КазССР от этих денег отказался. Как он сам это обьяснял, сделал это по двум причинам. Во-первых, на политической должности времени заниматься наукой не осталось, а значит и деньги получать было бы нечестно, а во-вторых, Кунаев привык жить скромно и даже не знал, куда тратить зарплату первого секретаря.