Сейчас это 21,3 % от ВВП, что вроде как в норме (лимит - 32 %). Но в абсолютных цифрах - это уже 28,7 триллиона тенге. Причем всё это накопилось всего за полгода. За шесть месяцев долг увеличился на 1,6 триллиона тенге. Что это значит? Если так и дальше пойдет, нам придется больше платить налогов или урезать бюджетные расходы. В вопросе разобралась корреспондент медиапортала Caravan.kz.
Обеспокоенные таким ростом госдолга депутаты Сената парламента направили запрос премьер-министру Олжасу Бектенову. Инициатором запроса стал Султанбек Макежанов.
В запросе указано, что уже в 2025 году государству предстоит выплатить 6,1 триллиона тенге на погашение и обслуживание госдолга. Это 38 % от всех доходов бюджета без учета трансфертов из Национального фонда, или 24 % от всех расходов страны. Получается, вместо того, чтобы тратить деньги на больницы, школы и дороги, мы вынуждены погашать старые долги?
Главный вопрос: почему наш долг так быстро растет, и на что уходят эти деньги? Депутаты справедливо отметили, что правительство о своих планах почти не рассказывает: никаких данных о процентах, сроках и источниках. В общем, не очень понятно, кто одолжил нам деньги и на каких условиях. Это делает заимствования непрозрачными и создает дополнительные риски для финансовой стабильности страны. Законодатели обеспокоены тем, что управление долгом остаётся слишком неясным, а контроль над заемными ресурсами - слабым.
Но главная проблема даже не в том, что мы берём деньги в долг, а в том, сколько стоит его обслуживание. В запросе указано, что в 2014 году на обслуживание долга уходило всего 0,6 % от ВВП. Сейчас — уже 2,7 %. То есть за 10 лет расходы на обслуживание долгов выросли в 4,5 раза. Представьте, сколько можно было бы сделать на эти деньги: школы, больницы, зарплаты учителям и врачам.
Ещё один нюанс — использование средств Национального фонда. Деньги из фонда должны использоваться только, когда кризис на пороге и экономика трещит по швам. Но, как отметили депутаты, деньги оттуда регулярно идут в бюджет, а также используются на покупку акций разных компаний. Вместо того, чтобы быть нашей «подушкой безопасности», фонд стал своего рода кошельком для текущих расходов. И пока цены на нефть высоки — всё хорошо. Но что будет, когда цены упадут?
Что делать? Депутаты предлагают несколько шагов. Во-первых, усилить контроль над заемными средствами. Проще говоря, не брать в долг бездумно и внимательно следить за каждым тенге. Во-вторых, определиться наконец с чёткой стратегией управления государственным долгом и долгами квазигосударственного сектора. Нужно понять, сколько можно занимать и как этим управлять, чтобы не угробить экономику. В-третьих, сделать заимствования более прозрачными: раскрывать информацию о том, на что идут деньги, и отчитываться о результатах их использования.
Судя по информации в запросе, нам также необходимо переосмыслить систему фискальных правил. Когда-то в 2013 году правила были строгими, и это помогало держать траты в узде. Но сейчас они стали более мягкими, что позволяет правительству тратить больше даже в хорошие времена. Это значит, что государство вместо того, чтобы копить средства на будущее, продолжает их тратить и брать кредиты. В результате экономика становится менее устойчивой и уязвимой к любым кризисам.
По мнению законодателей, если не принимать меры сейчас, в ближайшие годы долг будет только расти. В 2025 году расходы на обслуживание долга могут составить 9,7 % всех расходов бюджета, а в 2026 и 2027 годах — приблизиться к критическим 10 %. В таком случае затраты на социальные нужды придется урезать.
Ответ на запрос еще не получен. Но эти вопросы касаются каждого из нас. Если долг и расходы на его обслуживание будут расти, то меньше денег останется на развитие экономики. Государственные финансы - это не просто цифры, это реальные деньги, от которых зависит качество нашей жизни.