Даже презервативы: с какими подделками ежедневно сталкиваются казахстанцы

Именно тогда в подвалах лепили самодельные футболки и кроссовки с логотипом похожим на «Adidas», только надпись была немного другая - «Abibas». Осматривая беглым взглядом вещи, пошитые местными умельцами, мало кто обнаруживал, что буквы развернуты не в ту сторону. Что касается китайских мастеров, то они поиздевались не только над известным спортивным брендом, но и над многими производителями техники. В товарный знак продукции вносили незначительные изменения, вследствие чего люди не обращали внимание на тот факт, что они купили неоригинальную продукцию. Например, Fuma вместо Puma, SQNY, а не SONY. Сейчас на казахстанском рынке появляются подобные лжебренды, с логотипами максимально похожими на оригиналы, но с немного другими названиями. Например, BAAS Coffee визуально почти не отличается от Mac Coffee, Soulpak очень похож на Sulpak. Об этом сообщила директор филиала Национального института интеллектуальной собственности Зауре Орынбекова в ходе круглого стола «Вопросы борьбы с контрафактом и недобросовестной конкуренцией в Казахстане и странах Средней Азии». Она заявила, что сейчас очень много сходных словесных обозначений товаров и элементов дизайна, несмотря на то, что в казахстанском законодательстве за это предусмотрена, как административная, так и уголовная ответственность. Одна из участниц мероприятия отметила, что подделывают все, даже презервативы.

«Сейчас в аптеки завозится очень много контрафактной продукции. Производители подделок обходят все налоги, таможенные платежи. Например, наш препарат на рынке стоит 10 тысяч деньги, а контрабандная продукция 1,5 тысяч деньги. Мы сразу отличаем контрафакт от оригинала. В первую очередь, там другой номер серии. На упаковке нет красного стикера, который мы в России регистрируем. Подделывают все: детские товары, медицинские препараты, даже презервативы довольно известных брендов. Часто бывает так: на прилавке в аптеках оригинальная упаковка, но за прилавком – контрафакт. Департамент юстиции административные дела по этим фактам не возбуждает. При выездной проверке контрафактную продукцию просто не обнаруживают на месте. Мы ведем борьбу с подделками, подавая в суд на каждого нерадивого предпринимателя. Чтобы их выявить, нам пришлось снять всю продукцию с продажи на маркетплейсах. Кроме того, мы в каждой точке начали покупать контрафактный товар, брать чек и подавать заявление в суд. Таким образом сейчас рассматривается четыре судебных дела, упущенную выгоду мы включаем в сумму ущерба. Сейчас, конечно, правильные шаги делаются по выявлению и сокращению контрафакта. Но, на мой взгляд, подделки нужно выявлять еще на таможне. Мы оплачиваем все налоги, заполняем таможенные, декларации. Мы только на растаможку тратим 5 миллионов тенге. Почему нас не защищают?», -  негодует предпринимательница Гульмира Акбарова.

В ответ представитель таможенных органов объяснил, почему контрафакт легко пересекает границу.

«Таможенные органы с 2018 года перешли на электронное декорирование, то есть декларация подается через систему «Астана-1». Ранее работала система ТАИС-2, которая проводила контроль 100% по всему, что ввозится на территорию Таможенного союза. Так как в 2018 году ввели систему «Астана-1», проводится категорирование по товарным позициям. Категорирование делится на четыре коридора, то есть зеленый коридор без участия таможенного специалиста, красный коридор, где проводится таможенный досмотр, либо экспертиза. Есть еще желтый коридор, при котором проводится документальный контроль и синий контроль, контроль после выпуска товара. В данном случае по вашему вопросу таможенный орган руководствуется только статьей 393 Кодекса о таможенном регулировании, где четко сказано: при подаче декларации сотрудник таможенного органа руководствуется только системой управления рисками. Сотруднику дают четкие рекомендации касаемо объектов интеллектуальной собственности. Порядка 70-80% случаев таможенной декларации проходят через зеленый коридор. Есть, конечно, участники ВЭД, которые недобросовестные, подают декларацию, не указывая какие-либо товарные знаки, либо меняя буквенное обозначение, проходят по зеленому коридору. В данном случае таможенные органы не могут их остановить, так как он проходит таможенную очистку моментально, в течение секунды его выпускают в зеленый коридор. Есть такие товарные знаки, которые не включены в реестры объектов интеллектуальной собственности. То есть, только 2% у нас попадает под таможенный досмотр. В случае заявления таких товаров, которые в реестр не включены, таможенный орган может провести контроль, остальные (98%) могут пройти без таможенного контроля.

В вашем случае, возможно, какие-то участники были недобросовестные, либо проходили по зеленому коридору, либо если у нас, как мы уже ранее говорили, граница таможенного союза - это не только граница с республикой Казахстан. Тут есть и другие страны, такие, как Кыргызстан, Российская федерация. То есть граница большая, товары могут ввозиться из любых стран, минуя границу Казахстана. Это, наверное, уже комплексно нужно работать по системе ввоза товаров. Я не знаю, какой орган этим занимается, но таможенный орган в отношении третьих стран максимальный контроль проводит и работает в данном направлении», - пояснил он.

Видимо, в таможенной системе нужно что-то менять, иначе ситуация примет еще большие масштабы. По данным главного эксперта Комитета по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции Рената Капышева, с начала текущего года органами юстиции проведено 138 проверок, выявлено 132 нарушения, направлено в суд 133 дела. Взыскано штрафов на сумму более 9,5 млн тенге, изъято более 257 тыс единиц продукции. Участились случаи, когда товар может отличаться какими-то неприметными деталями в дизайне упаковки, которые очевидны для специалиста, но далеко не очевидны для потребителей.

«Это продукция недорогая - не ювелирные изделия и не автомобили. Это та продукция, на которую при покупке потребитель тратит буквально несколько секунд: подошел, увидел, купил. Чаще всего, мелкая бытовая техника, табачные изделия, безалкогольные напитки. Очень много подделывают алкогольной продукции. Правда, здесь больше речь о другой категории потребителей, которым все равно, что покупать. Но главным образом, это то, что не требует пристального внимания перед покупкой. Это не дорогостоящая продукция, товары повседневного спроса», - резюмировал Ренат Капышев.