Цены на картофель могут взлететь до 750 тенге: почему дорожает «второй хлеб»?

Корреспондент медиапортала Caravan.kz разбиралась, почему ситуация вышла из-под контроля.

Картофель по цене молока: что не так с обещаниями властей?

Жители города оказались в замешательстве. В магазинах у дома цены на картофель выросли до 390-400 тенге за килограмм. На базаре не дешевле – от 400 тенге и выше. Решила проверить ситуацию в супермаркете. Все-таки власти заключили с крупными торговыми сетями соглашения.

Там картошка по 157 тенге. Но ее качество – удручающее: гнилая, в темных пятнах, явно не первой свежести. Хозяйки с недоверием перебирают товар, утешая себя: «Ладно, срежем. Зато не по 400 тенге, как возле дома».

Рядом — ровный карагандинский картофель в сетке. Цена – 445 тенге за килограмм. Хочешь - ешь, хочешь - любуйся прямо сквозь сетку.

Для сравнения: булка хеба стоит 150-300 тенге, литр молока – 400-500 тенге. Выходит, килограмм картофеля сравним по цене с литром молока, и превышает стоимость хлеба.

А ведь перед новогодними праздниками власти громко заявили о борьбе с инфляцией. Премьер-министр Серик Жумангарин поручил Министерству сельского хозяйства стабилизировать цены и обеспечить полки магазинов доступными продуктами. Для этого началось активное использование стабфондов. Но что-то пошло не так.

По всей видимости, стратегические запасы хорошего картофеля закончились. И то, что сейчас в хранилищах у фермеров, выкупают за большие деньги, и спрос на этот качественный товар растёт. В итоге, вместо обещанной стабильности мы наблюдаем рост цен, который ощутимо влияет на кошельки граждан.

Куда же делся хороший картофель?

Как сообщили в пресс-службе правительства, в этом году Казахстан вывез на экспорт на 50% больше картофеля: если раньше мы продавали 411 тысяч тонн, то теперь — 605 тысяч. Соседние страны, такие как Узбекистан, где урожай был плохим, активно покупают наш картофель. Экспортные цены выгодны для производителей, что увеличивает дефицит на внутреннем рынке.

Чтобы стабилизировать ситуацию, в январе 2025 года правительство ввело ограничения на экспорт картофеля в третьи страны на 6 месяцев и приостановило выдачу фитосанитарных сертификатов. Правда, иногда рыночная логика оказывается сильнее, чем любые запреты на бумаге.

Как «Ла-Нинья» меняет рынок картофеля?

Эксперт Кирилл Павлов в своей страничке в Facebook предрекает, что весной 2025-го картофель может подорожать до 750 тенге за килограмм. По его мнению, всему виной климатический феномен под названием «Ла-Нинья». Если говорить простыми словами, «Ла-Нинья» – это климатическое явление, при котором температуры поверхностных вод в экваториальной части Тихого океана снижаются, меняются потоки воздуха, и в итоге в одних регионах начинаются сильные дожди, а в других, наоборот, — засухи. В нашем случае страдает Центральная Азия, а также Афганистан, Пакистан и Иран, где поля и так мучаются от нехватки воды.

Почему это влияет на наши цены? Всё просто: если в этих странах урожай плохой, они начинают закупать картофель где только могут. И Казахстан – один из вариантов. Спрос растёт, поставщики поднимают цену, и в итоге на внутреннем рынке картошка становится дефицитом.

Если погодные аномалии продолжатся, и экспорт будет оставаться выгодным, то цена в 750 тенге за кило перестанет казаться фантастикой. Ведь когда в соседних странах готовы отдавать большие деньги за наш урожай, продавцам сложно отказаться от такой выгоды.

Наше правительство, конечно, вводит различные ограничения. Но, когда природа совместно с мировой конъюнктурой затягивает гайки, административные меры не всегда работают так, как хотелось.

Не только «Ла-Нинья»

Вспомните осень 2024-го. Уже тогда цены на картофель подскочили на 30-45 тенге. Если верить сводкам, основными факторами, раскачавшими рынок, были топливо, удобрения и неудачный урожай.

Во-первых, цены на солярку взлетели так, что фермеры всерьёз начали задумываться, стоит ли им вообще продолжать работать. Помимо этого, удобрения поднялись в цене. А без них картошка, как говорят сами крестьяне, «растёт без энтузиазма. Третьим пунктом стал сам урожай, который выдался далеко не рекордным по многим регионам — недобор отмечался в частях Восточно-Казахстанской и Алматинской областей, не говоря уже о традиционно сложном климате Запада. Так что не только «Ла-Нинья» виноват в том, что картошка подорожала.

Что будет дальше?

Ограничение экспорта может временно стабилизировать ситуацию, но без жесткого контроля и поддержки местных производителей эффекта будет мало. Весной мы, скорее всего, увидим новый виток ценового роста, особенно если погодные условия ухудшат урожайность.

Пока остается только наблюдать, как картофель, некогда доступный каждому, становится предметом роскоши.