Бластеры и доставщики ядерных бомб: какие космические изобретения чуть не потрясли мир

Как же выглядели настоящие звездные войны между СССР и США? Разобрался корреспондент медиапортала Caravan.kz.

«Макаров» на орбите

Впервые оружие оказалось в космосе, едва только началась эра космонавтики. С 1965 года в комплект для экстренной ситуации стал входить пистолет Макарова. Такое решение было принято после того, как Алексей Леонов и Павел Беляев при спуске на землю оказались в сотнях километров от планируемой точки. Вместо степей Казахстана капсула с корабля «Восход-2» оказалась в тайге под Пермью. В этих краях хищного зверья было больше, чем в степи, и космонавты опасались быть разорванными хищниками еще до того, как прибудет спасательная бригада. Но, по правде сказать, «макаров» был слабым утешением. Если бы на капсулу набрел медведь или стая волков, то проку от пистолета бы не было. Западная пропаганда тогда еще говорила, что пистолет советским космонавтам нужен не для обороны, а чтобы застрелиться, если ситуация станет совсем критической. Например, капсула окажется на территории капстраны. Хотя это все не больше, чем слухи. Даже если бы советские космонавты и приземлились где-нибудь в Неваде, то их задачей было бы уничтожить аппаратуру с секретными технологиями. Особых секретов космонавты не могли выдать и под пытками, попросту потому, что ничего такого не знали.

В 1979 году на Тульском оружейном заводе было создано первое оружие специально для космонавтов. На бластер из фантастических фильмов оно было совсем не похоже. ТП-82 больше напоминал обрез. В прикладе пряталось мачете, а оружие могло стрелять охотничьими патронами, если бы потребовалось добыть мелкую дичь, нарезными, если космонавтам угрожал крупный хищник, и пистолетными - на случай, если бы нагрянули недобрые двуногие гости. Мачете позволяло выкопать небольшую яму, прорубить дорогу через заросли, пила на кромке помогла бы приготовить жердей для временного убежища, а колун - нарубить дров для костра. Кроме того, в комплекте были еще и сигнальные патроны, так что ТП-80 можно было использовать как ракетницу. Любой турист или выживальщик душу бы продал за такое оружие. ТП-80 несколько раз модифицировался, причем требования для изменений выдвигали сами космонавты. Оружие получилось настолько успешным, что похожую модель разработали и для астронавтов NASA.

Настоящих вооруженных столкновений в космосе, к счастью, не было, но ни в СССР, ни в США такой вероятности не исключали. Обе стороны опасались, что космический корабль или станцию враги попытаются взять на абордаж. Формальный повод для этого придумать нетрудно. Например, всегда можно обвинить противника, что тот на орбите занимается не мирными научными исследованиями, а шпионит.

Ни один вид оружия к тому времени не годился для отражения атак космических пиратов. Выстрел из пистолета в замкнутом пространстве, где полно хрупкой электроники, был бы самоубийством для всех. По понятным причинам бесполезны были и электрошокеры.

Ответ был найден в 70-х годах. Для того, чтобы прогнать незваных гостей на борту космического корабля, идеально подходил лазер. Но не тот, которым в кино пуляют по инопланетянам. Реальный лазерный пистолет для космонавтов мог только ослепить противника, да и то: если луч попал бы в глаза, лазер бы сжег сетчатку. Принцип работы советского бластера был примерно таким же, как и у лазерной указки для игры с кошками. Только вспышка была намного мощнее и длилась долю секунды. В первых моделях для этого использовался пиропатрон, вспыхивающий очень ярко, а затем боеприпасы сменили на аккумуляторные.  К 1984 году на бумаге уже существовали бластеры, способные прожечь скафандр, повредить обшивку вражеского корабля или, на худой конец, расплавить важные внешние датчики. Но с горбачевской политикой прекращения холодной войны все работы в этом направлении свернули. Если верить официальным данным, лазерный пистолет советских конструкторов никогда не был на орбите.

Именно благодаря горбачевской политике разоружения о военной космической программе СССР сейчас известно так много. Большинство прежде сверхсекретных документов и разработок с конца 80-х болтаются в открытом доступе. NASA же до сих пор хранит в секрете и морально устаревшие проекты. Например, точно известно, что параллельно с советским лазерным пистолетом США разрабатывали и свой. Только спустя полвека стало известно, что американский бластер работал по принципу револьвера. То есть пиротехнические заряды можно было добавлять и в процессе стрельбы, а не вытаскивать магазин, как в советском варианте.

Космическая тачанка

Впрочем, Советский Союз отправлял в космос оружие посерьезнее, чем лазер, который мог причинить вред глазам.

В 1974 году на орбиту была выведена пушка Р-23М. Хотя точнее ее будет назвать большим пулеметом. Разработки космической пушки шли семь лет. За основу был взят новейший пулемет «Картечь», созданный для истребителей последнего поколения. Снаряды для космической пушки весили 250 граммов и могли с максимальной точностью поражать цель на расстоянии 4 км. Скорострельность составляла 5000 выстрелов в минуту. Этого хватало, чтобы разнести в клочья целую орбитальную станцию, а для того, чтобы вывести из строя вражеский спутник, хватало и одного удачного выстрела. Планировалось запустить на орбиту 5 станций с этим грозным оружием.  Испытания Р-23М прошли относительно успешно. Пушка стреляла и не давала осечек. Но для практического применения она не годилась. Дело в том, что у мощного оружия была сильная отдача. Космическую станцию относило в строну после первого же выстрела. Требовалась невероятно слаженная работа стрелка и команды станции, которая выравнивала бы траекторию полета. Представим, что кто-то пытается стрелять из базуки, прыгая на батуте, причем на ногах у него роликовые коньки, а с десяток человек держат этот батут на весу, да еще и перемещаются по полигону, а цель находится в четырех километрах и не больше среднего грузовика. Понятно, что для реальных боевых действий такие цирковые фокусы не годятся. Орбитальную пушку не раз пытались модифицировать, а потом появление управляемых и самонаводящихся ракет убило саму идею в принципе.

К началу 80-х ставка делалась опять же на лазерный луч. Только сбивать вражеские корабли он должен был с земли. В Казахстане, недалеко от озера Балхаш, была построена экспериментальная установка Терра-3. По сути, это была гигантская, невероятно мощная пушка, почти как на «Звезде смерти» из Star Wars. Но на практике это было всего лишь большой лазерной указкой. Разработки “Терры-3” шли с 1965 года. Но то мощности для луча не хватало, то оружие оказывалось слишком неповоротливым для стрельбы по юрким ракетам. Проект полностью свернули, когда выяснилось, что шаттлы вроде “Челленджера” могут совершать такие маневры, против которых “Терра-3” бессильна.

Сейчас на месте “Терры-3” руины, и, если верить фотоотчетам техносталкеров, обожающих бродить по заброшкам, попасть на один из самых секретных военных объектов СССР проще, чем на поля к фермерам.

Угроза со звезд

В сентябре 1984 года произошел инцидент, который кардинально изменил военную космическую программу СССР. Он моментально сделал многие передовые оборонные проекты устаревшими и бесполезными.

30 августа американский челнок “Дискавери” стартовал с очень мирной миссией по запуску спутников. Но неожиданно над Москвой шаттл сделал очень странный маневр, который называется “нырком”. Он резко снизил высоту и подготовился открыть грузовой отсек. Все произошло настолько стремительно, что маневр никто не успел зафиксировать на фото или иные носители. Много лет спустя даже поговаривали, что никакого “нырка” не было, а шаттл якобы подготовился к нему, но передумал. В любом случае действия команды “Дискавери” можно было трактовать как подготовку к ядерному удару.

В грузовой отсек челнока помещается 130 тонн полезного груза. Современные баллистические ракеты могут нести не больше 1,5 тонн.  Если бы “Дискавери” выбросил из грузового отсека ядерные боеголовки, то на месте Москвы и Подмосковья была бы гигантская радиоактивная воронка. В “ответке” смысла не было. Даже если бы шаттл удалось сбить, то что такое жизни пяти членов экипажа по сравнению с гибелью крупнейшего города и миллионами жертв.

В СССР спешно свернули все космические программы, а ресурсы бросили на создание своего шаттла. Это тот самый “Буран”, успешно стартовавший в 1988 году, а сейчас ржавеющий в одном из технических помещений космодрома “Байконур”.

Только лет 15 спустя стало понятно, маневр “Дискавери” был блефом. Тактическая  атака на СССР с шатла  была практически невозможна. В теории для того, чтобы ее совершить, требовались десятки факторов. Стартовать требовалось только с определенного космодрома на островах Тихого океана и только когда Земля находится под определенным градусом. Погодные условия тоже должны быть идеальны.

То, что случилось в сентябре 1984-го, стало всего лишь благоприятным стечением обстоятельств, и изначально миссия “Дискавери” такого не планировала. Но, раз появилась такая возможность, президент Рональд Рейган не упустил шанса припугнуть “красных”.

Сам маневр требовал невероятных усилий от экипажа. При малейшей ошибке ядерные боеголовки посыпались бы на другие страны, в том числе и на США. Но и случись это над территорией СССР, существовала огромная вероятность, что бомбы упадут не на город, а в совсем безлюдные места. Зато “ответка” старыми добрыми ракетами прилетит по Нью-Йорку и Вашингтону.

Вы блефуете, сэр!

Но как информационное оружие, маневр нанес много вреда. Во-первых, пришлось выделять колоссальные ресурсы на устранение угрозы, которой, как выяснилось, не существует. Во- вторых, для создания советского боевого шаттла пришлось заморозить более перспективные оборонные программы, в том числе и космические.

Почва для информационной атаки готовилась заранее. Несколько раз Пентагон сливал советской разведке дезинформацию о разработке боевых шаттлов, а в мае 1984-го об этом писали многие научно-популярные журналы США. Да и сам Рональд Рейган не раз говорил, что США готовы к началу “звездных войн”, и технологии уже позволяют стереть с лица земли коммунистическую империю зла.

Расходы СССР на создание “Бурана” могли быть в разы выше, если бы Пентагон не переусердствовал с нагнетанием паники. Гриф “Секретно” при создании космического челнока стоял только на особо важных чертежах. Принцип же действия шаттла подробно описывался даже в детских научных журналах. Планировалось, что русские найдут эту информацию, подсчитают, сколько атомных боеголовок может сбросить на них челнок, и испугаются. Так и вышло, но ненадолго. Когда советская разведка получила задание найти хоть что-нибудь о шаттле, все необходимое удалось отыскать за пару недель в ближайшей публичной библиотеке. В результате удалось создать свой космический челнок, даже превосходящий американские шаттлы, за кратчайшие сроки. По крайней мере, грузоподьемность “Бурана” была почти втрое больше, и сам челнок оказался быстрее и маневренней. Так, сами того не ведая, служаки из Пентагона слили СССР результаты дорогостоящих исследований, которые длились не один десяток лет.

До сих пор “Буран” является самым лучшим космическим кораблем по техническим характеристикам, но для мирных задач его эксплуатация сложна и нерентабельна. Гораздо выгоднее доставлять на орбиту полезный груз более слабыми, но дешевыми ракетами, как это делает Илон Маск. 

Один из самых перспективных проектов орбитальной обороны, который пришлось заморозить из-за разработки “Бурана” - авиационно-космическая система “Спираль”. Его концепция будто сошла с экрана фантастических боевиков. Это небольшой, размером с суперджет, но очень юркий и маневренный космический истребитель. По задумке его можно было запускать не с космодрома, а с любого крупного аэропорта. Истребитель как можно ближе к орбите поднимал гиперзвуковой самолет, а уж с него боевая машина отправлялась в космос. Ее возможности в космосе были безграничны. Он мог сбивать баллистические ракеты, шаттлы, крушить вражеские спутники. Правда, так было только на бумаге. Первый образец был испытан еще в 1965-м, но неудачно - истребитель разбился. Такая судьба постигла есть шесть моделей. Три образца успешно прошли испытания, но тогда проверялись аэродинамические свойства, а не боевые характеристики. Еще несколько моделей смогли нормально приземлиться, но с поставленными задачами не справились. Последний советский космический истребитель был сделан в 1990 году, и испытания планировались на 1991-й. Но развал СССР отменил эти планы.

Нам, фантазерам, дорога в космос

Среди действительно перспективных проектов по превращению космоса в военный полигон встречались и откровенно безумные. Самый первый, к счастью, не попал даже на бумагу. В 1957 году, всего через месяц, как прошел успешный запуск спутника, Никита Хрущев, воодушевленный успехом в космической гонке, заявил, что пора строить города на Луне. А какой советский город может быть без воинской части? Значит, надо на Луне поставить большую пушку, из которой можно пальнуть по капиталистам, показав им кузькину мать, а еще хорошо бы понаставить на спутнике Земли мощных телескопов, чтобы смотреть, чего там буржуи удумали. Впрочем, по речам Никиты Сергеевича трудно судить, шутит он или говорит серьезно. Но теоретически идея военной лунной базы в период холодной войны казалась перспективной не только в СССР.

Второй проект даже был частично реализован. Изначально он не имел никакого практического значения, а преследовал только сугубо научные цели . Проект “Знамя” приняли к разработке еще в 70-е, но первый, хоть и неудачный эксперимент, состоялся только 20 лет спустя. Планировалась выпустить на орбиту несколько спутников с огромными зеркалами. Предполагалось, что даже опытные образцы отразят солнечный свет и будут сиять на небе в три раза ярче полной Луны. Если все пойдет хорошо, то можно будет добиться яркости, как у Солнца.  Гигантский солнечный зайчик можно использовать и в мирных целях, например устроить день в городах с полярной зимой, а в случае войны космическое зеркало могло бы освещать поле боевых действий. В обычных сражениях для этого используются световые ракеты, которые горят всего несколько минут, а тут прожектор из космоса мог светить часами.

Испытания сильно разочаровали. Космическое зеркало сияло, не как Луна, а как крошечная звездочка, которую и в телескоп трудно разглядеть. Более крупная конструкция в 1993 году пустила по Земле светлое пятно, но толку от него было меньше, чем от карманного фонарика. На этом эксперименты и закончились.

Наивно будет полагать, что космическая гонка вооружений закончилась в 1987 году, когда Рональд Рейган и Михаил Горбачев пожали друг другу руки и пообещали использовать космическую отрасль только для мирных целей.

Любое государство, обладающее технологиями запуска ракет в космос, обязательно примеряет на себя образ Дарта Вейдера, заставляющего трепетать целые галактики.

Коме того, разработки космического оружия могут служить и вполне мирным целям. Например, разрушению астероидов, угрожающих Земле.

Гражданин ниоткуда

Как уже говорилось выше, о советских проектах космического вооружения мы очень хорошо осведомлены лишь потому, что в перестройку Михаил Горбачев добровольно слил сверхсекретную информацию, над которой десятки лет трудились лучше умы страны. Сейчас это кажется предательством и откровенной госизменой, а тогда все проходило под громкими лозунгами борьбы за мир во всем мире.

Вместе с этим были рассекречены данные советских разведчиков о космических военных технологиях США и других стран с развитой аэрокосмической отраслью. Но эта информация довольно скудная, не исключено, что там есть много дезинформации, как это было с ядерным грузом “Дискавери”, а реально существующие технологии давно устарели.

О том, в каком состоянии находилось советское космическое наследие в 90-е, красноречиво говорит тот факт, что в 1991 году на орбите просто забыли космонавта Сергея Крикалева. Он отправился в космос в мае, когда СССР еще существовал, и развал страны застал на орбите. Казахстан, куда должна была спуститься капсула, уже стал другим государством, а в РФ никто не мог решить, как быть дальше. Ведь вся инфраструктура, необходимая для успешного возвращения космонавта, теперь находилась в разных странах. Из-за этого Крикалев пробыл в космосе вдвое дольше, чем предполагала миссия. И до последнего не знал, удастся ли ему вернуться на землю. Любопытно, что юридически на тот момент Крикалев был единственным гражданином СССР в мире. Космическая станция не упоминалась в Беловежских соглашениях, поэтому Советский Союз там еще существовал до 1992 года.

В 2002 году из-за небрежных ремонтных работ на  космодроме “Байконур” обрушившиеся стены и кровля сильно повредили “Буран”. С того момента главное достижение космической отрасли не тянуло даже на музейный экспонат.

Так наши степи стали как и символом триумфа советской космической отрасли, так и свидетелем ее гибели.

Что происходит в российских конструкторских бюро, работающих на военную космическую отрасль, неизвестно. В других странах эта информация тоже строго засекречена. Разве что в Индии была утечка данных о реализации проекта оснащения орбитальных станций оружием с ядерными боеприпасами. И это в стране, никогда не лидировавшей ни в атомной, ни в космической отрасли. Остается догадываться, какое жуткое оружие, разработанное более технологически развитыми державами, может прямо сейчас летать над нашими головами  всего в несколько сотнях километров. Ведь, как сказал классик, если на стене висит ружье, оно обязательно выстрелит.