Звонок на перемены

– Бакытжан Турсынович, какие перемены ждут школу?

– Думаю, главное отличие предстоящего учебного года и десятилетнего периода – акцент на достижение принципиально нового качества обучения.

В первую очередь это касается учителей. По моему глубочайшему убеждению, педагог – ключевое звено всей системы образования.

– Что будет сделано, чтобы эта профессия стала одной из самых уважаемых и престижных?

– Первое – обеспечить учителям достойную оплату труда, и уже есть реальные сдвиги. С 1 июля зарплата учителя повышена на 30 процентов.

Кроме того, с 1 сентября учителя получат новые надбавки к заработной плате в зависимости от категории. Это весомая доплата – к примеру, для учителей высшей категории и мастеров производственного обучения – до 100 процентов базового оклада, первой категории – 50, второй – 30 процентов.

– Не секрет, что подготовка педагогов в вузах оставляет желать лучшего…

– Проходной балл на государственный грант по педагогическим специальностям самый низкий, набор ведется по остаточному принципу.

Ежегодно по педагогическим специальностям выпускается свыше 34 тысяч человек, но только 10 тысяч из них идет на работу в организации образования.

Я уверен, что моральная и материальная поддержка повысит престижность профессии учителя и привлечет к педагогическому труду по-настоящему талантливую и амбициозную молодежь.

– А как быть с уже работающими педагогами? Им тоже придется учиться?

– Переподготовку за пять ближайших лет пройдут более 120 тысяч педагогов, то есть половина учительского корпуса страны. По результатам обучения они получат сертификаты о присвоении уровня квалификации – первого, второго или третьего.

Чтобы в данном вопросе не было недопонимания, подчеркну: категории учителей как были, так и остаются. И надбавки за них, которые я уже упомянул, будут выплачиваться с 1 сентября этого года, независимо от новой системы переподготовки.

А уровни квалификации, присуждаемые по результатам новой переподготовки, – это совсем другое, и надбавки за них будут отдельные, дополнительные.

И еще: для системного повышения престижа педагогической профессии разработана имиджевая программа с участием зарубежных специалистов.

– Бакытжан Турсынович, вы говорили еще о введении централизованной вертикали контроля качества образования. Что это такое?

– В развитых странах идет укрепление жестко централизованного контроля качества образования со стороны государства. Такой контроль реализуется министерствами образования через региональные подразделения – так делается в Швеции, Великобритании, Франции, Японии, Финляндии.

Появляется обратная связь центральных органов с организациями образования, возможность не только контролировать, но и совершенствовать содержание и методы обучения.

В Казахстане тоже, уже с этого учебного года, создаются региональные структуры, и национальная система образовательных услуг будет приведена в соответствие с мировой практикой.

– А общество как-то сможет контролировать процесс обучения?

– Мы изучаем практику стран, где есть общественный контроль качества обучения. Она достаточно развита и существенно дополняет систему госконтроля. Но прямой ее перенос на наши стандарты невозможен.

Нужно глубокое изучение многих проблемных аспектов, к примеру, объективной разницы требований и подходов между государством, семьей и обществом. Такая работа у нас еще не проводилась.

– Запуск госпрограммы связан с предстоящим переходом на 12-летнее обучение?

– Для 12-летнего обучения нужны новые программы, учебники.

К сожалению, много критики идет в адрес действующего стандарта 11-летнего образования. В связи с этим я поручил соответствующим подразделениям министерства приступить к разработке новых ГОСО 11-летнего образования.

Они должны пройти внешнюю экспертизу и апробацию, чтобы следующий учебный год мы начали по ним работать. Они же станут качественной базой разработки нового, 12-летнего стандарта.

– Немало нареканий в адрес школьных учебников, что с этим делать?

– Мы в прошлом году провели их “ревизию”. Теперь учебники будут проходить внешнюю экспертизу, с участием независимых экспертов, в том числе зарубежных. Далее их рассмотрят в республиканском совете с участием ведущих ученых, педагогов, депутатов. Потом – обязательная апробация в организациях образования. И только после заключения действующих педагогов они будут рекомендованы для применения во всех школах страны.

– Появятся ли какие-то новые формы обучения?

– Большие надежды по повышению качества образования, в особенности школьного, мы возлагаем на электронное обучение – e-learning. На это планируется направить 136,1 миллиарда тенге. В текущем году пилотный проект e-learning запускается в 44 организациях образования.

Астана