У него не замолкает мобильный телефон. Все хотят поздравить с великолепной победой олимпийского чемпиона по боксу Бахыта Сарсекбаева. Непривычно видеть его в элегантном костюме. Скромный, но амбициозный парень в одночасье стал героем. Для нас – это минуты на ринге, для него – годы на тренировках. Сегодня он гость нашей редакции.
За кулисами и за фанфарами остались нелегкий переезд из Узбекистана на историческую родину, боль и нужда, скитания по квартирам и раздумья о другой работе. Но Бахыт не отчаивался и не опускался на дно. Он находил силы и налаживал связи. Самостоятельность и ответственность – вот, пожалуй, главный конек Сарсекбаева.
– Я пообещал, значит, я обязательно приду на встречу, – услышала я на другом конце трубки голос Бахыта Сарсекбаева.
Олимпийский чемпион умеет держать слово, несмотря на плотный график послеолимпийских поздравлений и встреч. Он не делает одолжения, он искренне понимает, что за него болела вся страна. Почти в каждом доме в воскресенье, в последний день Олимпиады, был включен телевизор, а во время трансляции его поединка крепко сжимали кулаки миллионы казахстанцев.
После победы на Олимпиаде Бахыт с уверенностью появляется на публике со своей женой Эльвирой. Для него поддержка Эльвиры – самое дорогое в жизни. Чувствуется, что они на одной волне. Леди чемпиона – красивая, открытая и нежная девушка. Они вместе выдержали нелегкие испытания. Это не громкие слова, а реальная история.
– Я еще толком не выспался после приезда, – делится Бахыт Сарсекбаев. – Но это все приятные хлопоты. С огромной честью и благодарностью всему Казахстану я возвращался домой. Спасибо за поддержку!
ПЕКИНСКИЕ ЗАДУМКИ
24 августа, последний день Олимпиады в Пекине, принес нам вторую золотую медаль. Медаль с особым отливом. Победа Сарсекбаева лишила золотых медалей знаменитую сборную Кубы – кузницы боксерских маэстро. Победа, о которой можно мечтать. Именно так должен побеждать олимпийский чемпион. Без вопросов, без сомнений. Сарсекбаев нанес в два (!)
раза больше точных ударов, чем кубинец Карлос Банте Суарес, 18:9 в пользу казахстанца – таков счет финального поединка.
– Какими были первые впечатления по приезде в Пекин? Это же твои первые Олимпийские игры... Какова она, долгожданная олимпийская атмосфера?
– Грандиозная Олимпиада – это точно. Шикарная Олимпийская деревня, отличные условия, высокая организация… Дома, в которых мы жили, были очень комфортабельными. С едой проблем не возникало, в олимпийской столовой на выбор было четыре разных кухни. Но и эта еда нам приелась за три недели. И чай в Китае особенный: и черный, и зеленый, и на травах… Но это все лишь закулисье Олимпиады, главным для меня было – успешно и четко выступить на ринге. А что за рингом – уже неважно.
– Волнение перед первым боем было особенным?
– Олимпиада и отличается сюрпризами: приятными и неприятными. Конечно, я волновался. К тому же я не встречался раньше с канадцем Адамом Трапишем. Но на ринге я сделал все, что задумал. Первый бой – очень ответственный. Этот как решето – без права на ошибку.
– Кстати, красный халат, в котором ты выходишь на ринг, – это твоя фишка?
– (Улыбается.) Да, я действительно часто выхожу на соревнованиях в красном халате. Но это просто профессиональная привычка. Так удобнее. А красный он или синий – неважно, так же, как и углы. Главное – внутренняя уверенность.
– Твою победу в четвертьфинальном поединке над узбекистанцем Дильшодом Махмудовым называют принципиальной... Он знаком тебе не понаслышке.
– Да, это так. Дильшод Махмудов – опытный боксер сборной Узбекистана, на его счету – серебряная награда чемпионата мира 2005 года. Я знал, что мне придется несладко. С опаской начал первый раунд, но затем я начал применять свои заготовки. Победа над узбекистанцем давала мне шанс расслабиться, но это не для меня. Бронзовая медаль – это хорошо, но золото – еще лучше.
Неудобным соперником в полуфинале оказался кореец Джунг Джу Ким, он – бронзовый призер Олимпиады в Афинах. Я его хорошо знаю, он приезжал к нам на сборы, и я с ним разбирался в два счета. В Пекине я его обхитрил, выбрав другую тактику. Буквально все расставил по точкам, “выдергивал” и бил, но не ввязывался в ближний бой. Я с моим тренером Каримом Махмудовым тщательно готовился к каждому сопернику, мы изучали, искали ходы, разбирали видеозаписи. Он со мной с детских лет, знает все мои слабые и сильные стороны.
– Как спалось накануне финала? Финала, в котором выступаешь только ты из всей сборной Казахстана...
– Напряжение и волнение были. К тому же до финала я отдыхал четыре дня. Такая пауза могла сыграть против меня. Однако тренер подвел меня к финалу в отличной форме. Спал в ту ночь хорошо. Наутро пошел на взвешивание, все, как обычно… Но кубинец, финал Олимпиады – это было целым испытанием для меня. Он очень закрытый боксер. И моя задача была – раскрыть его, навязать свою тактику. Раньше мне не приходилось встречаться с ним. Кубинцев можно и нужно побеждать. В этом и заключается сила зрелого перспективного боксера, на мой взгляд. То, что я задумывал, то и выполнял на ринге. Схемы, расстановки – бокс отчасти наука.
– Ты был очень сосредоточен даже во время награждения...
– Мыслями я был еще на ринге. Не каждый день выигрываешь Олимпиаду, не скрою, был в состоянии аффекта.
СЛЕЗЫ СЧАСТЬЯ
Если Бахыт Сарсекбаев даже на вершине олимпийского пьедестала был словно застегнут на все пуговицы, то по лицу его жены Эльвиры в минуты победы и награждения текли слезы счастья. Финальный бой Бахыта смотрели всей семьей. Очень переживал за сына и отец Абдрахман.
– Я не то что прослезилась, я рыдала… Конечно, от счастья, – призналась Эльвира. – Через тысячи километров я чувствовала его волнение. Я знаю, чего стоила ему эта медаль. Можете себе представить, что за несколько часов до вылета в Пекин на Олимпиаду он решил не тратить зря время и сделать пробежку! Я ему говорю: “Отдохни, тебе лететь”. Но он настоял на своем.
– Не пропускала ни одного боя Бахыта, если даже не было прямой трансляции, мы узнавали результат, – продолжает Эльвира. – Сердце сжималось во время его боев.
– Часто звонил Бахыт из Пекина? Находил время для любимых и близких?
– Да, он звонил каждый день. В последние дни – несколько раз в день. Уже и скучал сильно, и хотел как-то отвлечься. Ему проще позвонить, а мне нравится еще писать ему эсэмэски.
Не будем скрывать, что до Олимпиады на Бахыта Сарсекбаева надеялись, но ставку не делали. Он был вне обоймы сильнейших, но это для публики. А для себя Бахыт давно решил, что двенадцатилетний путь к первой Олимпиаде нужно завершить золотой медалью.
– Иной раз меня даже не показывали в телевизионных сюжетах про сборную Казахстана, – рассказывает Бахыт. – Брали интервью, а показывали других. Но я не обижался, это меня даже больше заводило. Так и разгоралось желание доказать и показать, кто есть кто. Я думал, что олимпийское золото – это предел в любительском боксе, но чувствую, что на достигнутом останавливаться не хочу.
ЧЕТЫРЕ ГОДА НАЗАД ВСЕ БЫЛО ПО-ДРУГОМУ
Четыре года назад Бахыт вернулся в Казахстан. На родину своих родителей. Павлодар – малая родина Сарсекбаева.
Еще в детстве его отдали на воспитание бабушке и дедушке, которые жили в Узбекистане. Именно там Бахыт начал заниматься боксом, достиг хорошего уровня. Уровня сборной Узбекистана. Сарсекбаев – чемпион Азии 2002 года, победитель Афро-Азиатских игр в 2003 году и неоднократный победитель многих международных турниров. Но так распорядилась судьба, что на Олимпиаду в Афины четыре года назад Бахыт не попал… Сарсекбаев решил испытать судьбу и попробовать попасть в сборную Казахстана. Мы не в сказке, а место под солнцем нужно себе зарабатывать трудом. Алматы не встретила Бахыта с распростертыми объятиями. Это было очень сложное время для Бахыта.
Четыре года назад он начал выступать под флагом Казахстана. Он не побоялся, что в весе до 69 кг в то время безоговорочным лидером был олимпийский чемпион Бахтияр Артаев.
…Ноябрь 2004 года. Чемпионат Казахстана по боксу в Алматы. Цирк. Ринг в центре арены. Полные трибуны. Именно тогда казахстанские болельщики увидели яркого Бахыта Сарсекбаева, выигравшего чемпионат Казахстана. Еще тогда Бахыт признавался:
– Я уверенно чувствую себя в этой весовой категории. Артаев, конечно, молодец. Но и мое время тоже придет.
И оно пришло!
Бахыт – трудяга. Бывало, что и тренировался в одиночку, и жить негде было, и зарплаты нормальной не было. С особой благодарностью он говорит об Азате Перуашеве, известном казахстанском политике, который поверил в него и помог. Поддержал и морально, и материально. И эта благодарность – не проформа, это отношения.
– Я был тогда на перепутье: продолжать заниматься боксом или уже искать другую работу, – вспоминает Бахыт. – Но меня поддержали и сказали, что я еще могу добиться успеха в боксе, а для другой работы еще будет много времени.
Позже имя Сарсекбаева зазвучало по-другому. После ухода в другую весовую категорию Бахтияра Артаева Бахыт полностью “оккупировал” категорию до 69 кг. В 2006 году Сарсекбаев выиграл Азиатские игры, еще раз проявив свое упорство.
С Эльвирой Бахыт познакомился три года назад. Тогда он не был первым номером сборной Казахстана, неуверенно стоял на ногах, толком не зарабатывал… Но он не побоялся сделать предложение Эльвире.
– Мы дружили полтора месяца и потом сыграли свадьбу, – говорит Эльвира. – Для кого-то это очень мало, а для нас было достаточно, чтобы понять, что друг без друга никуда…
– Тогда ты знала, что бокс для него – важная часть жизни?
– Честно? Я знала, что он боксер, но, чтобы будущий олимпийский чемпион, даже не предполагала. Я была уверена, что карьера в боксе идет на убыль, как завершение юношеской жизни. За три месяца мы успели и подружиться, и свадьбу сыграть. И однажды Бахыт приходит домой и говорит: “Я поеду на сборы…”. Я тогда была очень удивлена. И только после двухнедельной разлуки я поняла, каково это быть женой боксера.
– Сейчас уже привыкла, что Бахыта часто не бывает дома?
– Разве к этому можно привыкнуть? Я не могу. Я не нахожу себе места, если он не позвонит мне. Когда приезжает, только тогда уже успокаиваюсь.
Эльвира по первой специальности – медсестра. Сейчас получает диплом специалиста по туризму.
– Уколы, капельницы – все это на мне, – продолжает Эльвира. – Рассечения, правда, не обрабатываю, Бахыт обычно приезжает уже с заживающими рассечениями. Для кого-то странно даже представить, что муж – боксер. Но я осознаю, что это его работа.
ПАПИНА ДОЧКА
После победы на Олимпиаде Сарсекбаеву подарили новую трехкомнатную квартиру в Алматы в микрорайоне “Кулагер”.
Еще несколько лет назад, когда Бахыт и Эльвира поженились, они снимали квартиры, своей крыши не было. Только в прошлом году они взяли ипотеку по государственной программе как молодая семья.
Полтора года назад у Сарсекбаевых родилась дочка. Ее назвали в честь бабушки Бахыта — Алмагуль. Воспитанием маленькой Алмуши вплотную занимается отец Бахыта. Поэтому своей любимице дед почти ни в чем не отказывает.
– Надо было видеть, как дочка реагировала на победу папы, – рассказывает Эльвира. – Целовала, гладила телевизор. До сих пор увидит телефон и кричит: “Папа!” Она уже знает, что папа – боксер. Даже показывает своими ручонками удары.
– Эльвира, олимпийские чемпионы – тоже люди. Какие есть вредные привычки у Бахыта?
– Разбрасывать вещи – это, наверное, уже не вредная привычка, а норма! (Смеется.) Я преувеличиваю, потому что Бахыт сам по себе очень самостоятельный. Но вот иногда не нравится его привычка говорить: “Сейчас приеду”, а его нет три часа.
– Бахыт, все же бокс когда-то кончится. Как видишь свою жизнь в будущем?
– Пока завершать карьеру не собираюсь. Буду готовиться и к Олимпиаде в Лондоне. Уже мне поступало предложение перейти в профессиональный бокс. Признаюсь честно, я отказал. Мне нужно крепко подумать перед принятием такого решения. Конечно, не скрою, возможность зарабатывать больше в профессионалах привлекает. Но пока не время.
– Бахыт, а кто из вас двоих вспыльчивее и эмоциональнее?
– Наверное, я. Эльвира – мудрее. Часто меня успокаивает, рассуждает верно. Но иногда и наоборот. Я – не романтик. Я лучше возьму ее за руку и куплю все, что она пожелает и выберет сама, нежели буду мучиться, что ей не понравилось что-то. Я человек дела. Пообещал – сделал.
Так получилось и с интервью. И также получилось с олимпийской золотой медалью.
Алия ДАЛАБАЕВА, Станислав ФИЛИППОВ (фото), Иван БЕСЕДИН (фото)