К таким выводам пришли организаторы проекта “Ozgеris”(“Изменение”), отчет о результатах работы которого они представили в Алматы.
– Проект мы проводили два года вместо запланированного одного – помешала пандемия. Исходя из финансовых возможностей, отработали в трех городах Казахстана – Алматы, Талдыкоргане и Шымкенте. Вовлекли ребят, говорящих только на казахском, только на русском, и тех, кто владеет обоими языками, – рассказывает менеджер проекта, представитель некоммерческой организации “КомунитиПлюс” Эльмира КАРМАНОВА, эксперт и тренер, разработчица программ для подростков.
Целью “Ozgeris” было сплотить подростков в сообщества, помочь им создать безопасную среду для жизни, смотивировать, обучить эффективным практическим навыкам.
На первом этапе в каждом из городов организаторы провели серию семинаров по развитию “мягких” навыков. Здесь и сторителлинг – как новый тренд публичного выступления, и умение выстраивать бесконфликтные коммуникации, и техники, которые помогут управлять эмоциональным состоянием и поведением, и финансовая независимость, и даже навыки будущего – те, что нужно развивать сегодня, чтобы быть востребованным завтра. Потом была серия воркшопов, научивших ребят быть сопричастными происходящему вокруг через городские арт-интервенции. Финальным аккордом проекта стало социсследование “Поколение Z в Казахстане: мотивация, самоопределение, ценности”.
Организаторы проекта заявили, что не претендуют на его особую научность и понимают, что получили данные лишь по трем городам страны, но убеждены, что эта информация имеет большую ценность для всех, кто работает с молодежью, и поможет им выстроить взаимодействие с загадочным поколением.
– Самый важный вывод, к которому мы пришли по завершении анализа ответов почти 600 ребят 15−22 лет, такой: они считают, что взрослые зачастую их просто не слышат, хотя к диалогу молодежь готова, – поясняет руководитель проекта, педагог и создатель проектов по неформальному образованию для подростков Мейржан КУРМАНОВ.
Исследователи узнали, что поколение Z с приставкой KZ – это люди, которым мнение общества скорее неважно, хотя нельзя сказать, что они с ним не считаются.
Стрессы, которых у них не меньше, чем у взрослых, они преодолевают с помощью классического, но не всегда легко выполнимого подхода: “Стараюсь не думать об этом”.
И для них вполне себе поводом для расстройства будет, если друг или подруга удалят их внезапно из списка друзей в соцсетях. В таких ситуациях они скорее предпочтут либо попытаться выяснить причину, либо ничего не делать с этим вовсе. А заставить их действовать способно желание доказать что-то самому себе. Обратите внимание: не кому-то, а именно себе. Они ищут и ждут поддержки как сверстников, так и взрослых наставников, что бы старшие про это ни говорили. Большая часть опрошенных ребят ничего не хочет менять в себе, пусть даже многие из них признают, что не мешало бы повысить самооценку и стать лучшей версией себя.
– Когда мы спрашивали их, что бы они хотели изменить в своем городе, многие, на удивление, отвечали – ничего Оставшиеся ответы составили варианты: “благоустройство города” и “отношение жителей между собой и к городу”. А когда мы обратились к ребятам (мы проводили и анкетирование, и фокус-группы) с вопросом: “Какова ваша роль в обществе?” – примерно треть выбрала ответ: “Скорее всего, я делаю что-то полезное”. Одним из самых популярных ответов был также: “Я делаю многое для позитивных изменений в обществе”, то есть нынешние представители поколения Z в нашей стране считают себя людьми, которые меняют реальность, – поясняет фасилитатор проекта Дастан АККОЖА. – Оттого, возможно, большая часть опрошенных ощущает себя в обществе комфортно.
Среди своих кумиров и ролевых моделей казахстанские зумеры видят, прежде всего, представителей шоу-бизнеса, кино и музыки. И только потом уже бизнесменов, политиков, спортсменов, известных деятелей прошлого.
Среди мелькавших в ответах – имена: Галымжан Молданазар и Билл Гейтс, Куаныш Шонбай и Денис Тен, Юрий Дудь и Ляйла Султанкызы, Касым-Жомарт Токаев и Илон Маск, Криштиану Роналду и Абай Кунанбаев. Примерно шестая часть ребят затруднилась ответить на этот вопрос, у такого же количества опрошенных кумиров вовсе нет. А кто-то находит их среди членов своих семей.
Наиболее важным мотивом в жизни для наших подростков и молодых людей, как выяснили организаторы исследования, служит самореализация, а предметом гордости за себя большинство (66 процентов) назвали нематериальные блага. Они тоже думают о тех, кто придет им на смену, потому в своих будущих детях хотели бы воспитывать, прежде всего, человечность, честность, доброту и уважение. Об этих качествах, как о приоритетных, заявили 336 опрошенных.
Организаторы пошли на эксперимент и спросили ребят, с чем бы они обратились ко всем жителям планеты, будь у них лишь одна минута для этого.
Знаете, какая тема звучала чаще других? Экологичные отношения между людьми. Чуть реже зумеры выбирали тему морали и нравственности. Впрочем, не стоит делать из них идеально выглаженных, словно выросших в антиутопии шаблонных людей. Спустившись до уровня очень персональных ответов, можно найти и такие: “Давайте колонизируем Марс!” и “Мы все умрем!”, “Не курите!” и “Относитесь ко всем с добротой и теплотой”, “Мы всегда можем выбрать: стать лучше или хуже” и “Будьте людьми!”, “Делайте всё, что хотите, но не забывайте про закон”, и даже “Скиньте на карту по одному доллару, плиз!”.
– Мы не планировали проводить масштабное исследование. Просто хотели провести анкетирование участников и проанализировать. Но результаты вдохновили пойти глубже и помимо количественных данных собрать еще и качественные: мы провели фокус-группы. По итогам бесед увидели, что представители поколения – больше индивидуалисты по сравнению с предшествующим поколением X. Они сильнее озабочены своим здоровьем (и физическим, и ментальным), стремятся к внутренней гармонии и балансу. При этом молодежь, особенно в регионах, демонстрирует достаточно сильную приверженность традиционным ценностям. А молодые жители Алматы более активны в политическом и гражданском аспектах.
В целом же поколение Z старается быть экологичным во всем – и по отношению к природе, и во взаимоотношениях с людьми.
“Я важен для этого общества”. “Я захотела – и я это сделаю”. “Как бы я ни взрослела, я всегда могу просто сидеть и рисовать, хоть до утра”. “Зачем тратить время на дело, которое не приносит тебе удовольствия?”. “Нужно быть спокойнее, от переживаний ничего не изменится”. “Я знаю, что в будущем не останусь без работы, ведь я стараюсь развиваться”. “Первый, кто должен тебя вдохновлять – это ты сам”. “Я бы хотела, чтобы все люди были равноправными”. “Возвращайтесь в Казахстан и меняйте жизнь тут!”. “У нас как решают? Этого брат, третьего тетя и т. д. А за границей больше смотрят на твои качества и по резюме”. “Сейчас для меня приоритетом является то, что приносит мне счастье”. Это лишь некоторые, но весьма говорящие цитаты участников фокус-групп.
Оценку проведенному исследованию дал писатель, политолог, востоковед Дастан КАДЫРЖАНОВ (к сожалению, ушедший из этого мира от ковида минувшей весной):
– Новые поколения формируют “запрос на изменения”, которые сами впоследствии и реализуют. Они, собственно, и являются источником этих изменений... Меня не может оставлять равнодушным фигурирующий в исследовании очень высокий запрос на свободу и справедливость. Это не может не радовать и не внушать надежду на будущее.
Работу проекта “Ozgеris” также оценили юрист-социолог и член совета молодых ученых при МОН РК Халида Ажигулова, докторант КазНУ Динара Сапарова, кандидат политических наук Андрей Чеботарев и другие эксперты.
А вот как об итогах проекта высказался один из организаторов Дастан Аккожа:
– Раньше мне казалось, что поколение зумеров в нашей стране пассивное, что им безразлично происходящее вокруг, что они живут в своем мире. Сейчас я осознаю, что единственное их отличие от других поколений – движущие ими ценности. Я научился слышать тех, чей голос заглушают крики взрослого большинства. Наш проект – для всех, кто готов меняться и говорить о своих проблемах, чтобы их решить.
Руководитель проекта Мейржан Курманов резюмирует:
– Могу с уверенностью сказать: наше будущее – в руках очень эмпатичных, ищущих людей с обостренным чувством справедливости и желанием сделать этот мир лучше.
Точнее и не скажешь. Полностью исследование и результаты проекта на трех языках можно найти на его сайте.
АЛМАТЫ