Об этом и другом рассказала родолог-консультант, член Лиги профессиональных родологов Казахстана Алия САГИМБАЕВА.
Как объясняет специалист, родология – наука молодая. Свое начало направление, которое находится на стыке психологии, генетики, генеалогии, физики, культорологии и антропологии, получило в середине девяностых. Основоположниками науки являются российские ученые, супруги Валерий и Лариса Докучаевы. Алия Сагимбаева является инициатором продвижения этого направления в Казахстане. Обладательница необычной профессии рассказала, чем занимаются родологи и что нужно знать о своем роде каждому, чтобы обрести гармонию и выйти из тупиковых жизненных ситуаций.
– У каждого народа есть так называемая родовая культура: свои подходы к семейным ценностям и воспитанию. У казахов существует такое обширное понятие, как “тектілік”, в которое входят все нюансы воспитания человека. У русских есть расхожее выражение “что написано на роду”. Неслучайно всегда спрашивали: “Какого ты роду-племени?”. Задача нас, родологов, показать, что стоит за этой народной мудростью. У казахов принято говорить “тұқымын қуалайды”. Дословно это выражение означает, что повторяется то, что было в роду. То есть это определенные закономерности, присущие каждой семье как родовой системе. И эти закономерности могут из поколения в поколение активно проявляться. Например, сейчас у нас много разводов. Женщины не могут создать семью или развестись. В отличие, скажем, от психологов, которые работают с конкретным человеком, его проблемами, страхами и тревогами, мы анализируем историю рода. И нам очень важно выявить, что было в этой семье у родителей, бабушек и дедушек. Особенно нас интересует ситуация у предков через поколение. Дело в том, что, по исследованиям генетиков, модель поведения человека проявляется именно через поколение.
– То есть, если я хочу что-то исправить в своей жизни, мне нужно присмотреться к судьбе бабушки?
– Да. Бабушки и дедушки, говоря простым языком, – это авторы сценария нашей жизни, папа и мама – режиссеры, а мы – актеры. А если посмотреть на историю ХХ века, у бабушки, как правило, муж либо погиб во время репрессий, либо его забрали на войну, и он не вернулся. Или имела место другая трагедия. То есть в годы социальных катаклизмов в первую очередь удар наносится по мужчинам. Поэтому многие наши бабушки остались вдовами и сами поднимали детей, семью, род. В результате у внучки бессознательно может включаться страх, что с мужчиной что-то случится. Для таких женщин быть женой означает рано овдоветь. И поэтому она может не идти на создание семьи либо с мужем будут складываться сложные взаимоотношения. Еще одна причина боязни замужества связана с войной. Какой-то процент наших дедов и прадедов, вернувшись с войны, находились в состоянии психологического стресса. Выпивали, били жен, детей, то есть они пришли уже психологически надломленными. У женщин сформировалась установка: быть женой – значит быть битой и униженной, иметь такого мужа.
– Кроме проблем с семейной жизнью, у многих наших современников, живущих на постсоветском пространстве, существуют трудности с реализацией в области бизнеса.
С чем это может быть связано?
– Страх быть богатым и успешным тоже идет из судьбы предков. В Казахстане 80 процентов семей (а может, и больше, казахские рода были очень богатыми) подвергались раскулачиванию. Поэтому потомок этих жертв системы, живущий в XXI веке, бессознательно боится власти и денег. В нем сидит страх богатства и успешности. Это характерно для всех людей постсоветского пространства, которые, как правило, имеют установку “нельзя привлекать внимание, нельзя быть успешным, иначе что-то произойдет”. Когда люди теряют бизнес в результате рейдерского захвата, не могут сохранить деньги, мы сразу спрашиваем: “Есть ли в роду раскулаченные?”. У всех потомков раскулаченных большая предрасположенность к потере бизнеса, денег и так далее.
– Какие еще проблемы завязаны в историческом прошлом стран СНГ?
– У нас сейчас, если не ошибаюсь, около 15 процентов пар бесплодны. Такой термин, как психологическое бесплодие, стал привычным. В этом случае женщинам помогают психологи. Наша работа немного отличается. Мы анализируем, что у бабушек и прабабушек было с детьми, что для них означало быть мамой. В Казахстане на первом месте среди причин бесплодия стоит потеря детей у бабушек. Как правило, выясняется, что умерло 8, 12, даже 18 детей. Сказались болезни, голод, несчастные случаи, другие катаклизмы. В Западном Казахстане в 30-е, 40-е годы свирепствовали тиф, оспа и чума, хотя в других регионах уже не наблюдалось подобных эпидемий. И поэтому бессознательно у внучки проявляются страх, неосознанная тревога, что с ребенком может что-то случиться и что рожать опасно. И наша задача, когда найдена первопричина, объяснить девушке, что ты другой человек, живущий в условиях развитой медицины. И далее, используя психологические, психотерапевтические и чисто родологические инструменты, мы помогаем справиться с проблемой.
Вторая причина, которая, по наблюдениям, чаще всего встречается у казахстанок, – это страх деторождения из-за того, что в роду женщины умирали при родах. Еще одна причина, которая распространена у казахов и тоже приводит к бесплодию, – это проклятье, адресованное в адрес потомков.
У других национальностей часто присутствует страх рожать, потому что “не прокормим”. У казахов такой установки нет. Еще одна причина – это сформировавший негативный образ мамы. Кто-то из женщин-предков вел себя неподобающе. Бабушка ушла из семьи с любимым и так далее. Когда женщина рожает, у нее меняется статус, она становится мамой. А какие в роду были мамы? Бессознательно могут сложиться разные образы мам. Быть мамой – значит потерять детей, быть мамой – значит уйти из жизни, быть мамой – значит быть плохой и так далее. При этом важно знать, какими бы ни были наши предки, для нас они всегда хорошие.
– Когда говорят об отработке родовых программ, часто речь идет о таких практиках, как прощение и благодарность. Что вы скажете на этот счет?
– Над этим мы тоже работаем. Например, если выясняется, что бабушка всю жизнь обижалась на деда, мама прожила с отцом в таком же настроении. Обиды влияют на потомков. Сформировывается уже генетический навык реагирования на отношения с мужчиной с чувством обиды. То есть практически человек уже рожден с этим способом реагирования – обида. Сейчас благодаря информации в Интернете, многие изучают этот вопрос и осознают, что не нужно обижаться, а нужно простить. На этот счет существует много практик: духовных, религиозных, энергетических и мистических. Мы, родологи, действуем исключительно в рамках науки, используем эффективные инструменты, позволяющие простить. К таким практикам, как 40 дней бить поклоны, я отношусь скептически. Возможно, кому-то это помогает. Но у нас есть научный подход, который учитывает физиологию человека, нейронные связи.
– Расскажите о случаях из практики...
– Девушка на консультации говорит, что хочет найти своего мужчину. Строим схему рода, которая на научном языке называется генограммой, и тут выясняется, что дед пропал без вести. Его до сих пор не нашли. И поэтому наша первая рекомендация – начать поиски деда. Только потом она найдет своего мужчину. Как это связано? Каждый человек в родовой системе должен занять свое место. А о пропавших без вести во многих семьях боятся говорить, о них как будто забыли. То же самое касается родственников, которых не признают из-за их недостойного поведения. Таких обычно осуждают и отказываются от родства с ними, а это является нарушением духовных законов. Их нужно восстановить в родовой цепочке.
– Какие бы вы еще дали советы тем, кто хочет разобраться в своих жизненных проблемах?
– Сейчас очень большой процент разведенных семей, в которых дети остаются с мамой, в том числе в казахских семьях. Многие осознанно прерывают все связи и отношения с отцом ребенка и его родом. У нас, казахов, это не принято. Наоборот, каждый человек должен знать свой отцовский род до седьмого колена. В этом заложен очень глубокий смысл, который подтверждают генетики. Пока семь поколений по отцовской ветви не пройдет, нельзя создавать друг с другом семью. В Таджикистане сейчас эта проблема приобрела масштаб национальной катастрофы: 60 процентов детей родились в близкородственных отношениях. В связи с этим там приняты поправки к Кодексу о семье и запретили такие браки. Недавно этот вопрос обсуждали и в Узбекистане.
У казахов и еще у ряда тюркских народов всегда на этот счет было табу. Но об этом стали забывать. Сейчас моя рекомендация не только к казахам, но ко всем национальностям: знайте свой род, восстанавливайте связи. Ребенок должен знать, кто у него мама и папа. Даже если они разведены. Это очень актуально в свете программы “Рухани жаңгыру”. Один из столпов духовного возрождения – это знание наших национальных обычаев и традиций. Две ноги – это мама и папа, два рода. Если человек не знает одну из ветвей, мамин или отцовский род, он будет неуспешен и неэффективен во многих сферах жизни. Для гармонии нужно восстанавливать родственные связи.
АКТОБЕ