Трасса Алматы – Капшагай. Долгие годы водители здесь разбивали о колдобины ходовки. А сколько жизней унесла опасная аварийная трасса – страшно вспомнить. Люди недоумевали: из бюджета выделяются колоссальные суммы на ремонт дорог, но они не доходят до Капшагайской трассы. В общем, много загадочного было в этом вопросе, Капшагайская трасса была словно заколдованная или неприкосновенная. Наконец в июле этого года за дорогу взялись. В считанные недели вскрыли полотно, разрыли котлованы и наружу вылезли весьма пикантные подробности о землевладельцах “золотых песков”.
Первыми жертвами стройки стали деревья вдоль обочины дороги. Еще несколько недель после того, как срубили под корешок “зеленые легкие” трассы, над полями кружили птицы, потерявшие свои гнезда. Впрочем, как выяснилось, не все, кто обустроил свои “гнезда” на обочине трассы, живут на птичьих правах. Слух о том, что грядет глобальный снос казино, вскоре поутих. А ведь многие из них стоят на “красной линии”. Из-за этого участки земли не продавались, а были отданы в аренду. Этим ряд владельцев казино объяснял незамысловатость своих построек. Они особо не вкладывались в строительство, а делали просто косметический ремонт в зданиях заводов, СТО… О том, кто владеет казино, ходили самые разные слухи – вплоть до известных российских звезд и китайских мультимиллионеров. Но реальных владельцев, конечно же, никто не назовет. И то, что трасса пойдет в обход казино, несмотря на все “красные линии”, говорит о многом. Этот “денежный улей” решили не ворошить.
Не затронет дорога и другие, весьма интересные участки вокруг Капшагайского водохранилища. “Караван” уже сообщал, что местные жители возмущены раздачей пляжей частникам, которые перекрыли даже подступы к воде. Прокуратура провела проверку, дела по 9 участкам были переданы в суд. Но еще более интересной оказалась информация, кто владеет землями на северном побережье Капшагайского водохранилища.
Как выяснилось, новая дорога не затронет эти “золотые земли”. Но в ходе подготовки к строительству трассы составлены списки владельцев земли, которые вызвали много вопросов. Информация появилась со ссылкой на Минюст. Самыми обширными площадями владеют компании, так или иначе связанные с чиновниками высокого ранга. В ожидании строительства Каз-Вегаса спрос на земли резко возрос. Поэтому участки пользовались огромным спросом.
Но кое-кому трасса все-таки перейдет дорогу. Понятно, что это будут не крутые казино, не министры и депутаты, чьи родственники владеют землями на побережье. По информации национального оператора по управлению дорогами АО “КазАвтоЖол”, для строительства дороги Алматы – Капшагай необходимо 129 участков земли общей площадью 76,9 гектара, из них только 46 участков находятся в государственной собственности. Это значит, что 83 участка – более 40 гектаров – нужно будет выкупать.
35 участков уже выкуплено, на это из бюджета было выделено 1 миллиард 442 миллиона тенге. Но больше половины участков предстоит еще выкупить. И не все землевладельцы согласны с компенсациями. Известно, что через суд уже в госсобственность возвращено 4 других участка, без каких-либо компенсаций. А вдоль Капшагайской трассы выявлено еще дополнительно 32 земельных участка, с ними предстоит решить вопрос выкупа, и на это, по предварительным оценкам, требуется из бюджета еще 377,3 миллиона тенге. Так что самые жаркие споры – впереди.
Алматинская область